search
main
0

И вот слышнее стали звуки

Нарушение слуха у детей не приговор

Таких ребят иногда объявляют умственно отсталыми. Так, они говорят «сапка» вместо «шапка», «люк» вместо «лук». У слабослышащих, а тем более глухих учеников возникают проблемы при социализации.

Семнадцать лет назад в Абакане открылась школа, какой не было во всей Хакасии. В ней теперь учатся дети с нарушением слуха. Раньше они занимались в обычных классах. Индивидуально с ними не работали – специалистов в обычной школе нет. У них нередко случались трудности как с устной, так и с письменной речью. Поэтому им было сложно взаимодействовать со сверстниками, учителями, с окружающим миром.

Абаканская школа-интернат создана для того, чтобы эти дети не только проходили необходимую реабилитацию, но и стали чувствовать себя уверенно и уютно среди сверстников с нормальным слухом.

Директор школы, член-корреспондент Международной академии общественных наук Лариса Васильевна Тыльченко позаботилась о современном оснащении кабинетов мультимедийной аппаратурой. Музыкальный и гимнастический залы едва ли не самые лучшие в республике. Были приглашены лучшие в Хакасии педагоги и специалисты.

Для обучения в школе используются самые современные методики, которые позволяют детям с затруднениями речи научиться довольно внятно разговаривать. Успешное овладение устной речью помогает им чувствовать себя более уверенно, лучше учиться.

Учиться детям здесь интересно. Для каждого создается индивидуальная программа, поэтому в Абаканской школе-интернате нет отстающих, они уверенно осваивают учебный материал, легче общаются со сверстниками и учителями. А после занятий ребят ждут целых 45 кружков, клубов и секций, где применяется концентрическая система обучения, то есть идет закрепление пройденного на уроках материала. Но это уже происходит в форме увлекательной игры.

У питомцев интерната развивается и музыкальный слух. Музыкальное воспитание – одно из важных направлений, способствующих реабилитации слабо­слышащих детей. Песенная мелодия, мелодичная музыка развивают речевое дыхание, его объем быстрее увеличивается. Заниматься музыкой надо продолжать и дома. Хорошо, если вместе с ребенком поют и родители. Папа или мама, другие члены семьи поют, а их дочь или сын с нарушением слуха подпевают. Постепенно у них исправляется дефект, заметный при произнесении гласных звуков. Так дети шаг за шагом овладевают ритмичным строем речи.

Учителя особо предупреждают родителей: «Не позволяйте своему ребенку слушать шумную, оглушающую музыку. Ее оглушающий ритм травмирует слуховую и нервную системы, и не только у больных, но и у здоровых детей. Они получают акустические травмы».

Занятия пением, слушание хорошей, мелодичной музыки в интернате и дома оздоравливают детей, позволяют им, если появится такое желание, затем учиться в музыкальной школе. Так они проходят свой путь из мира тишины в мир звуков, которые для них становятся все слышнее, доступнее и уже не умолкают в душе.

Лариса Васильевна убеждена, что работать с нарушением слуха и речи у детей надо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста. Пять лет назад был открыт слухоречевой центр, который занимается социальным психолого-педагогическим сопровождением семей, где есть малыши, которые еще не учатся.

Важным моментом социализации для этих ребят стало раннее знакомство с миром профессий. Они дружат с детским театром «Сказка», где не только смотрят увлекательные спектакли, но и бывают за кулисами и с интересом наблюдают, как работают артисты и художники, которые изготовляют декорации, кукол. И уже в интернате они сами тоже пытаются что-то сделать своими руками для своей театральной студии, и не только.

По словам Ларисы Васильевны, у ее питомцев «руки умные и умелые». Много лет они дружат с Колледжем экономики и сервиса, куда охотно идут учиться многие выпускники этой школы-интерната.

Воспитанники Абаканской школы-интерната растут, широко общаясь с детьми из обычных школ. Ребят готовят к жизни в обществе, воспитывают из них активных граждан. Старшеклассники занимаются в школе избирателей «Право выбора». Она была открыта по инициативе республиканской избирательной комиссии совместно с республиканским Министерством образования. Вот уже более десяти лет здесь осуществляются две программы, которые Лариса Васильевна считает новаторскими: программа гражданско-патриотического становления личности в образовательном пространстве «Мы – дети России» и «Профессиональное самоопределение учащихся с нарушением слуха как условие их социализации».

Успешно действуют социальный проект «Мир здоровья» и комплексная программа «Мир без границ», благодаря которой глухие и слабослышащие ученики отдыхают в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Багульник» вместе с обычными сверстниками, с которым в школе-интернате сложилась многолетняя традиция совместной работы. Он признан лучшим в республике. Здесь дети с ОВЗ не только совершенствуют свою речь, но и усваивают нормы поведения, правила общения. Это и оздоровление, и социализация, и интеграция детей со сниженным слухом в общество слышащих.

А еще на базе «Багульника» работает республиканская летняя школа юных избирателей «Право выбора». Оздоровительный лагерь ежедневно посещают кроме воспитанников школы-интерната мальчики и девочки из общеобразовательных учреждений города.

В лагере пять отрядов, сформированных по возрастным категориям, что совсем не мешает поддерживать установившуюся здесь традицию заботливого отношения старших к младшим. Здесь все друг друга знают, и дети не делятся на больных и здоровых. Они вместе занимаются спортом, ездят на экскурсии, участвуют в мастер-классах, пляшут, поют и дружат на равных.

В летний период специалисты школы-интерната продолжают психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха. В семейном консультационном пункте школы проходят теоретические и практические занятия с родителями, реабилитационные мероприятия с детьми, имеющими тяжелое нарушение слуха, в том числе прошедшими кохлеарную имплантацию – специальную операцию с применением современных технологий.

«Багульник» не единственное место отдыха и оздоровления детей, они также регулярно посещают санаторно-оздоровительные комплексы страны. Группа воспитанников школы-интерната проходила лечебные процедуры и отдыхала в здравнице, расположенной в горах Кузнецкого Алатау, – детском санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного пребывания центра реабилитации «Туманный». Вместе с родителями дети проходили реабилитацию и на побережье Черного моря в детском санаторно-оздоровительном лагере «Черноморец» города Анапы в рамках программы «Я слышу мир», которая предназначена для обучения родителей. Также вместе с родителями дети отдыхали в санаторно-оздоровительном комплексе «Солнечный-2» на юге Красноярского края, в Минусинском районе. Ребята сочетали различные мероприятия отдыха с речевыми занятиями. Хорошее питание, занятия спортом, ежедневное посещение бассейна, экскурсии, обязательные беседы с каждым ребенком дают положительную динамику в развитии детей.

По мнению Ларисы Васильевны, у детей появился опыт в развитии навыков активного слушания и общения. Расширился круг интересов и общения через игру, дружеские отношения и дружеское участие семей, имеющих детей с нарушениями слуха. Дети безболезненно адаптируются в коллективе сверстников, а это очень важно для их социализации в дальнейшем.

Бывают абаканские дети и в живописном месте Хакасии, на курорте «Озеро Шира», в сменах летней Школы искусств, которую в Хакасии организовал некоммерческий благотворительный фонд «Мир искусства». Эта организация длительное время занимается художественным воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья на всей территории страны.

Под патронатом фонда в Хакасии побывали дети-инвалиды из Московской и других областей, Комсомольска-на-Амуре, Санкт-Петербурга, Красноярского и Хабаровского краев. Дети в возрасте от шести до восемнадцати лет, родители, педагоги и волонтеры. Здесь с детьми работали опытные педагоги Российской академии музыки имени Гнесиных, педагоги-артисты Московского театра мимики и жеста. В лагере сложилась удивительная атмосфера любви, взаимного доверия и постоянного заинтересованного участия в судьбе каждого ребенка. Видимо, поэтому дети, несмотря на свои недуги, всегда спокойны, радостны и коммуникабельны. Они чувствуют свою значимость, защищенность, неповторимость. Педагоги и воспитанники понимают друг друга с полуслова (по выражению Ларисы Васильевны, с полужеста), как это бывает в доброй и счастливой семье.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте