В советское и постсоветское время литературу сдавали на экзамене все. Теперь в лучшем случае 7-9% выпускников, чаще 4-5% из них. В 2023 году пособие для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе содержало 30 вариантов. О них и хочу я поговорить с учениками, учителями, родителями.
Сам я сдавал первый экзамен по литературе в 1948 году. А в классах, в которых я начал преподавать литературу, первый экзамен принимал в 1954 году, то есть почти 70 лет назад.
Расскажу, как я пришел к совершенно другой подготовке к экзаменам по литературе. Как видите, путь был долгим. Сегодня изменилось не только и не столько количество сдающих – литература на экзамене стала другой литературой.
Как же построены важнейшие критерии экзаменов по литературе, по которым и проверяются способности выпускников понимать художественное произведение и сопереживать ему? Ведь главное не овладеть информацией о произведении, а понять, «как слово наше отзовется», как «нам сочувствие дается» (Тютчев).
Каждый из 30 вариантов 2023 года начинается, как их называют в пособии, с двух фрагментов, то есть текстов, один из которых из прозы и драматургии, а другой – из поэзии.
Вот первые вопросы к отрывку из романа Льва Толстого «Война и мир» и стихотворению Роберта Льюиса Стивенсона в русском переводе Владислава Ходасевича:
1. Укажите жанр произведения Л.Н.Толстого «Война и мир».
2. Какими терминами обозначается изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?
4. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и символов.
Произведение «Война и мир» Л.Н.Толстого относится к такому литературному направлению, как____, представленный фрагмент начинается с _______, т. е. описания убранства кабинета Берга.
Из приведенного перечня выберите все названия художественных средств, использованных в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет, 2) инверсия, 3) сатира, 4) сравнение, 5) метафора.
Таких терминов в варианте может быть одиннадцать. Они могут принести 11 баллов. Согласитесь, что в системе экзамена по литературе главным является сочинение. Оно одно и составляет вторую часть экзаменационной работы.
За сочинение можно получить 18 баллов. Но из них нужно вычесть 6 баллов. Три из них – за отсутствие речевых ошибок или если допущена одна такая ошибка. Один балл – если нет орфографических ошибок или допущены одна-две такие ошибки. Один балл – за отсутствие пунктуационных ошибок или одну-две такие ошибки. Один балл – если нет грамматических ошибок или есть одна такая ошибка. Как видите, вся грамотность сочинения оплачивается общей суммой всех баллов, полученных за сочинение. Выходит, что сочинение стоит столько же, сколько заранее выученные термины и понятия.
Почти 70 лет я проверял экзаменационные сочинения, пять лет был председателем московской городской медальной комиссии. Так низко никогда само сочинение не оценивалось.
Мы сейчас не будем говорить о том, чего стоит нынешнее сочинение. Это тема особого разговора. Но дело в том, что само по себе называние термина как задача экзамена ничего не дает для понимания смысла прочитанного.
У меня есть двухтомный словарь русских синонимов. В первом томе 678 страниц, во втором – 856. Я видел огромный том словаря русских метафор. Назвать термин, понятие – значит включить его в многотомный перечень. А в конкретном тексте главное не термин, не понятие, даже не слово, а то, что за словом.
Льва Толстого поразила метафора праздная в строке «паутины тонкий волос блестит на праздной борозде». Однажды я набрал эту строку в Интернете. И попал на урок учителя литературы, на котором он спросил, что значит это самое слово праздная. Один мальчик сказал, что «она лентяйка, все трудятся, а она ничего не делает». А вот девочка из того же класса сказала, что «она заслуженно отдыхает после долгой и трудной работы».
В «Литературной газете» в статье Игоря Золотусского я прочел о том, что если Чацкий безразличен к судьбам одной страны, то Скалозуб патриот. Чацкий разрушает, Скалозуб защищает и спасает.
Я тут же вспомнил двух русских полковников на одной и той же войне. Один из них – в «Бородине» Лермонтова:
Полковник наш рожден был хватом,
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Другой полковник – полковник Скалозуб из «Горя от ума»:
Довольно счастлив я в товарищах моих.
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
<…>
Да, чтоб чины иметь, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Но дело не только в терминах, понятиях, словах. Вот еще несколько выписок из пособия по подготовке к экзаменам:
Как называется средство характеристики героя, строящееся на описании его внешности («…беленького, прекрасно сложенного мальчика, с такими маленькими руками и ногами, с чистым лицом, с ясным, бойким взглядом…»)? (Портрет.)
Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя («правильный нос»), героини? (Деталь.)
Как называется авторское замечание, сопровождающее ход действия пьесы («сквозь слезы» и т. п.)? (Ремарка.)
Как называется созвучие концов стихотворных строк (плоти – в полет; плиты – разбита и т. п.)? (Рифма.)
Какой художественный прием использован автором в следующем описании: «Сония… глядела как потерянная»? (Сравнение.)
У меня в подъезде живут муж и жена, которые работают в высшем музыкальном учебном заведении. Однажды я их спросил: «Когда в музыкальной школе говорят ученикам о до-ре-ми-фа-соль-ля-си?» Они мне ответили, что в музыкальной школе об этом и не говорят, это нужно знать до поступления в музыкальную школу. А у нас кончают школу, собираются в профильный вуз и должны за баллы отвечать на такие легкие и примитивные вопросы… Кроме всего прочего, ноты значимы. А наши термины – это только маркировка, проверка знания таблицы умножения. Ну нельзя же настолько, до плинтуса, опускаться из-за баллов!
Обратимся к более трудному заданию. После каждого фрагмента художественного текста задается вопрос, на который требуется развернутый ответ в 5-10 предложений и за который можно получить 6 баллов. Я приведу несколько таких вопросов:
Как воспитание, полученное Штольцем в детстве, сказалось на его дальнейшей судьбе? Какое начало – материнское или отцовское – победило в Андрее Штольце? За два ответа ставится 12 баллов.
Какие черты личности приезжего раскрываются в приведенном фрагменте? Какова «формула успеха» главного героя «Мертвых душ»?
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабанихи? Каковы жизненные установки Марфы Игнатьевны?
Какими чувствами в «Евгении Онегине» наполнено авторское размышление о Москве? Почему в описании Москвы центральное место занимает историческая тема?
Почему так агрессивен и нетерпим лирический герой В.В.Маяковского в стихотворении «Нате!»?
Каково отношение автора к Мармеладову? Как приведенный фрагмент раскрывает трагедию семьи Мармеладовых?
Почему Пьер и князь Андрей так ценят общество друг друга?
Прежде все выпускники школы сдавали устный экзамен по литературе. Все. Вполне возможно, что тогда уровень ответов на эти вопросы можно было бы принять. Но сегодня речь идет о классах учеников с углубленной подготовкой по литературе, с большим количеством часов на литературу, с более широким кругом чтения, со знакомством с литературоведением и критикой, с частым посещением театров. И таких приблизительно 5% всех оканчивающих школу.
Во введении к пособию по подготовке к экзамену по литературе сказано, что от оканчивающих школу и сдающих ЕГЭ по литературе на экзамене требуется аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация. «Экзамен в данной форме позволяет дифференцировать участников ЕГЭ по уровню предметной подготовки, дает вузам и ссузам объективные основания для отбора абитуриентов». Так вот, ответы на вопросы, которые я привел, очень легко даются по приведенным фрагментам. А принимать надо тех, кто способен ориентироваться по всему произведению. Эти фрагменты – по сути облегченные домашние задания после только что проведенного урока литературы.
Теперь о предложенных на экзамене темах сочинений. Модель таких тем не изменилась с тех пор, как я сам писал экзаменационное сочинение в 1948 году. У нас были две темы по литературе и тема «Всемирной надеждой стала советская наша страна». Что я писал о литературе, не помню.
А вот что нас ждет в 2023 году: «Что дало право критику В.Г.Белинскому назвать роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «энциклопедией русской жизни»?». У меня есть сборник экзаменационных материалов 1958 года. Там, конечно, есть и эта тема. В одном плане сочинения по ней 22 пункта. В книге приводятся шедевральные выписки из медальных сочинений. Ограничусь двумя цитатами:
«В романе народ не является главным действующим лицом, но автор, показывая пустоту, никчемность жизни дворян, их существование за счет крепостных, выражает стремления и чаяния народа, показывает необходимость переустройства жизни».
«Своим обличением эксплуататорского класса роман расшатал устои государства, будил революционную мысль».
Читайте дальше темы 2023 года:
Кого и за что высмеивает Н.В.Гоголь в комедии «Ревизор»?
Что дало основание критику Н.А.Добролюбову назвать купечество города Калинова «темным царством»?
В чем проявляется гуманизм в жесткой прозе М.А.Шолохова? (По роману «Тихий Дон».)
Народ и власть в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Как в произведениях А.А.Ахматовой отражена отечественная история?
В моей старой книжке план о «Мертвых душах» в 20 пунктов. Сейчас требования поуже.
Минимальный объем нынешнего сочинения – 200 слов. Вы можете в 200 слов втиснуть «Евгения Онегина», «Мертвые души», «Историю одного города», «Тихий Дон», стихи Анны Ахматовой о прошлом и настоящем? Да к тому же это вообще не сочинение, о чем еще до войны говорила педагог Мария Рыбникова. Пересказ учебника, воспроизведение сказанного учителем на уроке, натасканное репетитором не является сочинением. Сочинение – это нечто тобой лично написанное, сказанное, это твое личное творчество.
Заглянем в словарь Владимира Даля. Сочинять, сочинять что, изобретать, вымышлять, придумывать, вторить умственно, производить духом, силой воображения. Сочинение. Самое произведение, то, что сочинено.
Сочинение всегда задача, решать которую дано тебе. И оно не о произведении в целом. В центре сочинения что-то частное. Но это частное открывает нечто принципиально новое, это открытие для тебя и для всего твоего класса.
Расскажу об одном небольшом сочинении, которое провожу на уроках вот уже много лет. Мы читаем сон Родиона Раскольникова о лошади. Сейчас скажем прежде всего о пробуждении:
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе. <…>
Нет я не вытерплю, не вытреплю! Пусть… будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все же равно не решусь! Я ведь не вытерплю. Не вытерплю!..»
Спрашиваю, почему здесь стоит слово арифметика. Это понимают. Арифметика – это расчет холодного ума, выкладки продуманной теории, это голос разума, отчужденного от сердца и совести. Но после тех слов «ему вдруг стало дышать как бы легче». «Господи! – молвил он. – Покажи мне мой путь, я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»
На следующем уроке небольшое сочинение. «Перечитайте дома еще раз сон о лошади и то, что будет через четыре страницы, – сцену в трактире полтора месяца назад». Через несколько дней – две части маленького нетрудного сочинения.
У Пушкина в стихотворении «Воспоминание», у Некрасова в «Рыцаре на час» голос совести звучит во время бессонницы. И у Блока то же: «Вся жизнь, ненужно изжитая, // Пытала, унижала, жгла…» И у Чехова о том же. И только у Раскольникова голос совести пробуждается не во время бессонницы, а во время сна. Почему?
В разные годы верный ответ на этот вопрос дают разное количество учеников класса: 33%, 28%, 37%, 39%, а однажды 57%.
Комментарии