Московский театр «У Никитских ворот» отпраздновал свое 40‑летие. Во время празднования были показаны отрывки из репертуара, прозвучали поздравления от государственных чиновников и общественных деятелей. Актеры вспомнили коллег, ушедших из жизни в разные годы.
На сцене в этот вечер представили «театральный хит-парад» – спектакль «На бис!», который был создан в преддверии 40‑летия из лучших номеров в мюзиклах, поставленных здесь в разные годы, и сольных выступлений ведущих артистов. Со сцены звучали арии Христа и Иуды, песни из «Трех мушкетеров» и «Пляшущих человечков», веселые монологи и острые диалоги. Кстати, некоторые номера шоу были специально переделаны для юбилейного капустника, во время которого из классических спектаклей получились номера, содержащие отсылки к легендарным постановкам («История лошади», «Доктор Чехов», «Амадей»), замешанные на искрометном, в основном добром, а порой и злом юморе. «Угарным» и фееричным стал монолог Владимира Давиденко: тот от имени Ваньки Жукова писал письмо Антону Павловичу, жалуясь на хозяина и хозяйку (директора театра и супругу Марка Розовского Татьяну Ревзину), которая «селедкой ему в харю тыкала».
Подпевать ариям Христа и Иуды из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» (исполнители Марк Кондратьев и Игорь Скрипко) актерам было сложнее, но и это они делали высокопрофессионально. Кстати, один актер свою партию исполнил на языке оригинала, второй – на родном языке. Объяснение этому зрители услышали в характерном диалоге: «Кстати, а почему ты пел на русском?» – «Я патриот».
На капустнике собралась практически вся труппа театра и многолетние друзья театра, в их числе народные и заслуженные артисты России Леонид Каневский, Лариса Рубальская, Клара Новикова, Евгений Герасимов, Максим Дунаевский, народный художник Никас Сафронов. Последний под занавес вечера вручил главному бенефицианту Марку Розовскому его портрет.
В театре в этот вечер царила по-настоящему домашняя атмосфера. Актеры, особенно Игорь Скрипко, получивший благодарность от мэра Москвы Сергея Собянина, во время праздничного фуршета язвительно шутили друг над другом, рассказывая не только о светлом и радостном в служении Мельпомене, но и о горьком хлебе этой профессии.
Как заметил накануне юбилея в интервью во время пресс-конференции в пресс-центре ТАСС сам Марк Григорьевич, за 40 лет в руководимом им театре было «вылеплено» и сыграно более 15 тысяч спектаклей. Их посетили полтора миллиона человек. За эти годы на сцене театра были представлены зрителям 195 премьерных спектаклей.
«Репертуар в театре разноплановый – от классики до современных пьес. При этом в основном преобладают музыкальные спектакли и мюзиклы», – поведал Марк Розовский. И обмолвился, что самое страшное для театра – мертвечина. Розовский выразил надежду, что в созданном им сорок лет назад театре мертвечины нет. А артисты, которые участвовали во встрече с журналистами, – Денис Юченков, Яна Прыженкова, Марк Кондратьев – уверили, что нет в театре «У Никитских ворот» и характерной для многих современных театров диктатуры одного человека – художественного руководителя. Сам Розовский лишь загадочно улыбался и многозначительно молчал…
Вообще за время своего существования театр пережил немало самых разных исторических событий. Сейчас спектакли играются в двух зданиях. В новом, где, собственно, и проходил капустник, все-таки двести мест. А еще несколько лет назад все постановки зрители видели в зале, где едва умещались человек 30-35. Не случайно некоторые из спектаклей в теплое время года шли не только на сцене, а в театральном дворике, к примеру «Песни нашей коммуналки». Кстати, этому спектаклю во время капустника было уделено особое внимание. Песни из него звучали и в записи, и со сцены. Как справедливо и образно заметила одна из зрительниц, «прекрасный музыкальный спектакль, словно по мановению волшебной палочки дирижера Марка Григорьевича, переносит нас на пару часов в мир советского прошлого – хорошего и не очень. Перед нами проплывает вся жизнь нашей страны под аккомпанемент песен, шуток и частушек, танцев и монологов актеров. Чувствуешь себя в зале единой семьей на музыкально-драматическом капустнике в стиле советского дель арте».
А знаменитая «История лошади»? Помнится, Марк Розовский в 2006 году, выпустив книгу мемуаров «Дело о конокрадстве», обвинил в плагиате к тому времени давно уже покойного Георгия Товстоногова, который поставил на большой сцене БДТ «Холстомера». А ставить должен был тогда еще малоизвестный Розовский – на малой. И вообще, в театре «У Никитских ворот» было много неоднозначных ситуаций. Но он выжил и продолжает жить, радуя своих зрителей новыми постановками.
За все это, в том числе за горький хлеб, и награды были достойные. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников вручил благодарственные письма и почетные грамоты мэра Москвы Сергея Собянина и Московской городской Думы.
В конце вечера на сцену вышел художественный руководитель театра Марк Розовский, который, как давно и хорошо известно завсегдатаям театральных подмостков, терпеть не может официоза и пафосной неискренности. Он просто и незатейливо, немного по-стариковски ворчливо поблагодарил гостей за то, что пришли, не ноют и не унывают, всю труппу за то, что в короткие сроки «сварганили» такой капустник… И особые слова благодарности сказал артистам, которые сыграли 40 лет назад в первом спектакле тогда еще театра-студии. Пятеро из них – Юлия Бружайте, Виктория Заславская, Ирина Морозова, Маргарита Рассказова и Юрий Голубцов – по сей день работают в театре «У Никитских ворот».
Андрей ЛАРИОНОВ, Андрей КНЯЗЕВ
Комментарии