search
Топ 10
Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы

И пятьдесят лет спустя

Приходят на встречу с учителем выпускники

Недавно страна отметила очередной День учителя. Хорошая традиция. И уже в который раз начальники пообещали учителям повысить зарплату и разгрузить их от бюрократической отчетности. Я бывший учитель, в этом качестве работал с 1959 по 1989 год. Мне понятна необходимость увеличить учителям зарплату, но не понимаю, о какой бюрократической отчетности идет речь. В то время, тридцать лет назад, мы писали только план урока, не для отчета – для себя, где отмечали какой-то момент в содержании урока или ученика, которому нужна помощь. Вот и вся документация. Главный документ – учебная программа, вот ее мы выполняли. Бывали проверки. Завуч, директор, инспектор роно или методист приходили на урок. Всегда доброжелательно высказывали свое мнение о ходе и результате урока. Вот и все. С завучем общались, когда надо было изменить расписание. С директором виделись на педсоветах или когда требовалось что-то купить в учколлекторе. Отношения с коллегами были дружественными, а с учениками – простыми, без менторства. В те времена добрые отношения некоторых учителей с учениками переходили в многолетнюю дружбу.

Элеонора ТКАЧУН

Я хочу рассказать, как на протяжении уже пятидесяти лет отмечают День учителя мой друг Элеонора Андреевна Ткачун и ее ученики, выпускники московской школы №785 1971 года. Каждый год они приходят к своему классному руководителю домой, в маленькую однокомнатную хрущевку. Все помещаются и чаевничают часами, потому что интересно! Поют песни. Элеонора Андреевна аккомпанирует на пианино, но чаще кто-нибудь из учеников играет на гитаре. Они дружат и встречаются по сей день. К сожалению, время неумолимо, как писал Пушкин: «Увы, наш круг час от часу редеет… // Кому из нас под старость в день Лицея // Торжествовать придется одному?» Пятого октября этого года пришли только четверо: Юра Брушковский, Валера Гупов, Павел Лобанов и Саша Кочмарев. Они поздравили свою учительницу с Днем учителя и с девяносто первым днем рождения. Как? Пели. На этот раз новую песню. Бывший директор школы Василий Иванович Филиппов поддерживает дружеские отношения с Элеонорой Андреевной и учениками. Недавно ему исполнилось 94 года. Он пишет стихи. К празднику прислал стихотворение «Журавли». Вот отрывок:

Почему я люблю журавлей?
Вряд ли я объясню, если спросят.
Но мне кажется, что журавли
Меня в детские годы уносят.
Помню, в школу пришли в первый класс,
На линейке с цветами стояли,
А над нами в тот утренний час
Журавли, журавли пролетали.
Пролетали у самой земли,
Поприветствовали нас и скрылись.
Журавли, журавли, журавли!
Я хочу, чтобы вы возвратились!

Стихи прекрасные, и Валерий Гупов сразу сочинил к ним музыку. Потом дружно спели под гитару и запись отослали автору стихов. Теперь эта песня станет их гимном.

Мне остается пожелать, чтобы теплая дружба учеников и педагогов продолжалась еще долго! От души поздравляю с пятидесятилетним юбилеем дружбы Элеонору Андреевну и ее верных питомцев – выпускников 1971 года московской школы №785.

P.S. С Элеонорой Андреевной мы дружим 72 года. У нее удивительное умение слушать, понимать и поддерживать. Не случайно бывшие ученики дружат с классным руководителем столько десятилетий. Мы часто вспоминаем годы нашей работы в школе. Всегда задаемся вопросом: почему тогда наши отношения с учениками и администрацией были бесконфликтными? Приходим к выводу, что не было формализма в отношениях и зависимости от администрации. Зарплата была строго тарифицирована и во всех регионах страны одинаковая. Учительская зарплата и тогда была небольшая, но такая она была у всех, все жили одинаково. Не было большой разницы и антагонизма.
Тревожит, что упал авторитет учителя. Ученики знают, как мало получают учителя. Это унижает их в глазах учеников. Поэтому зарплата учителя – вопрос не только социальной справедливости, это вопрос престижа учителя в глазах учеников. Не имея авторитета, учить и воспитывать нельзя!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте