Я учитель в школе, а школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Менялось время, менялись задачи, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития. Эта проблема решалась всегда на уровне государства.
Что влияет на наше здоровье? Наследственность (20%), условия внешней среды – природные и социальные (20%), деятельность системы здравоохранения (10%), образ жизни человека (50%). То есть главный резерв здоровья человека – его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Каждый человек похож на прекрасный цветок. Это не только метафора, на самом деле существует соответствие между типами людей и растениями. Изучением этих взаимосвязей занимается астроботаника. Человек может жить, не болея до глубокой старости. Условие для этого – отсутствие противостояния человека и природы, их взаимное сотрудничество. Убеждена, что школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива, создавая окружающую среду, благоприятную для укрепления здоровья, приводя все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей, содействуя воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества, обучая навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений. Возникает вопрос: способны ли современные школы в полном объеме решать задачи профилактики физических, психических, социально-нравственных заболеваний детей и подростков? На Руси издавна говорили: «Здоровье как честь – его надо беречь смолоду». Я придерживаюсь в своей жизни этого высказывания. Для сохранения высокой работоспособности в течение дня, недели, учебного года, снижения функционального напряжения и утомления со школьных лет занималась лыжами, баскетболом, волейболом, в студенческие годы выступала за сборную вуза по баскетболу и по легкой атлетике, на третьем курсе стала заниматься парашютным спортом – классическим и многоборьем, это стало увлечением на всю мою жизнь. Физические нагрузки всегда были для меня наиболее эффективным средством оздоровления организма, так как основу здорового образа жизни составляет движение. Сбалансированная двигательная активность необходима для снятия стрессовых реакций: это зарядка по утрам, ходьба по утрам и вечерам, походы, пешие экскурсии. Занятия спортом – определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно взаимодействовать с внутренним и внешним миром. Спорт – это взлеты и падения, концентрация сил и воли, способность к саморегуляции, управление своими эмоциями, контроль над мыслительной деятельностью. В школе физическая нагрузка на организм необыкновенно большая, особенно если это среднее звено – 5-7-е классы. Ребята очень подвижные, эмоциональные, приходится весь урок математики с ними работать, привлекая их внимание к решению задач и примеров, прохаживаясь между рядами, сдерживая свои эмоции. Спорт меня научил очень многим вещам, таким, например, как быстро восстанавливать свой организм после ответственных и тяжелых соревнований, травм, как находить и извлекать знания из самых разнообразных источников, пользоваться ими, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма. Выступая в команде, ты ощущаешь гордость и одновременно огромную ответственность, чувствуешь себя частичкой и нашей страны. Поддержка товарищей по команде играет очень большую роль, ведь в такие моменты команда одно целое, единый организм. Благодаря спорту у меня появилось много друзей по всему миру, по России. Это люди без вредных привычек, успешные в жизни, в бизнесе, готовые прийти на помощь своим друзьям. Они находят себя в этой жизни, так как научились выживать, выходить из любых ситуаций. Общение с ними приносит огромное удовлетворение. В свое время мы много ездили по стране, видели разные города, республики, разные национальности. Поэтому мне есть что сказать и показать нынешнему поколению учеников. Работая в школе, я много рассказываю на классных часах про парашютный спорт, потому что мне это близко, организую экскурсии на аэродром во время парашютных прыжков. Иногда мои ученики видят, как я совершаю парашютные прыжки, некоторые начинают заниматься этим видом спорта. Я приглашаю медиков в школу, они рассказывают, как нужно серьезно заниматься спортом, не вредя своему здоровью, про здоровьесберегающие технологии. Очень важное место в нашей жизни занимает рациональное питание. Этому надо учить с раннего детства. На классных часах мы разговариваем об этике питания, этой теме обычно посвящены 4 классных часа в год. Сами ребята предложили темы классных часов. Мы обсудили темы «Иммунитет – что это?», «Как исправить почерк с помощью упражнений на пальцы», «Вредные привычки». Я, как классный руководитель, прилагаю все свои силы к воспитанию в детях здорового образа жизни и пытаюсь своим примером показать, как это важно в наше время. Тем более что в нашей школе работает программа «Здоровье». В этом году 1 сентября классный час был посвящен Героям России. Я рассказывала ученикам своего класса про генерала ВДВ В.Маргелова, принесла им цветную иллюстрированную книгу с фотографиями о его жизни, подвиге, прыжках, мы поговорили о десантниках-героях, я показала им фотографии моих прыжков. Отношение ребят меняется, когда узнают, что их классный руководитель еще и спортсмен. Мои ученики с удовольствием посещают уроки физкультуры, участвуют в соревнованиях «Веселые старты», на уроках у нас есть офтальминутки и физкультминутки. Перед уроками по утрам пятиминутки физкультурные проводят сами учащиеся. В классе у нас есть Юра Мурадян, который серьезно занимается дзюдо, многие ребята ходят на плавание, девочки посещают танцевальные клубы, практически все ребята заняты в кружках. Лидия КРАСНОВА, учитель математики школы №1344, классный руководитель 5-го «Б» класса
Комментарии