Я учитель-дефектолог. Основной состав моих учеников – это дети с умеренными нарушениями интеллекта. В прошлом столетии категория таких детей считалась необучаемыми. Но времена меняются, и такие дети, как показывает практика, вполне могут обучаться в специальных (коррекционных) школах.
При обучении этой категории детей важны не столько академические знания, сколько их социальная приспособленность к жизни. Это все понимают, и это осуществляется. С начальной школы детей обучают хозяйственно-бытовому труду, в среднем и старшем звеньях они овладевают профессионально-трудовыми навыками. В нашей школе это швейное дело, кулинария, декоративно-прикладное ремесло, слесарное и столярное дело. Но проблема возникает позже, когда эти дети выходят из стен школы. Встает классический вопрос: «Что делать?» Родители при общении со мной часто задают вопрос: «А что делать нашим детям после школы?» То есть они снова остаются в замкнутом пространстве.Сейчас в дошкольный и школьный период развития детей с нарушением интеллекта хорошо организована работа различных структур. Это и диагностические центры, и различные центры развития, и специализированные детские учреждения для воспитания и обучения. А вот дальнейшая судьба этих детей остается неопределенной. Тогда задаешься вопросом: а для чего все это? Может, не нужно прилагать столько усилий и затрачивать средства, если все равно результата нет? Судьба выпускников специальных коррекционных школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками из-за сниженного интеллекта, психоневрологических, соматических и физических осложнений.Но человек с проблемами в развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Просто ему нужна особая помощь. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем на эту проблему обратят внимание. Решение проблемы я вижу в том, чтобы создавать рабочие места, пригодные для трудоустройства такой категории людей (картонажные и швейные мастерские, озеленение, почтальоны, обслуживающий персонал в сфере быта).
Комментарии