search
main
0

И мир, где солнечно, красиво, где вьются кудри у берез

Формирование экологической культуры

С первых дней учу детей видеть и слышать окружающий нас мир природы. Ведь формирование ценностного отношения к природе выстраивается постепенно, в возрасте 7-8 лет оно строится на наглядных образах, фенологических наблюдениях. И мы выходим на наши первые экскурсии.

Мы любуемся неповторимой красотой природы, учимся наблюдать за сезонными изменениями, замечать то или другое насекомое, опустившееся на цветок, бабочку, расправившую свои нарядные крылья, рассматриваем неповоротливую гусеницу, которая медленно и доверчиво передвигается через тропинку, лягушку, проснувшуюся после долгого зимнего сна, ежа. Всегда фотографируем наши наблюдения, затем организуем в классе фотовыставки по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», создаем фотоархив.

Ранней весной начинаем наблюдать, как после долгой зимы просыпается природа, как на деревьях и кустарниках начинают набухать и лопаться почки и постепенно появляются листья. И записываем свои впечатления: «Липкие почки тополя раскрылись и выбросили длинные бордовые сережки. Воздух наполнился приятным смолистым запахом. Тут же расположился клен. Крупная почка лопнула и раскрыла пушистые светло-зеленые цветки. Скоро клен сбросит их и выпустит кудрявый букет резных листьев, похожих на маленькие звездочки. Самой последней просыпается ото сна липа. Из крохотных розовых створок только начинает появляться яркая зелень листьев. Пройдет немного времени, листики подрастут и будут похожи на маленькие сердечки».

Хочется надеяться, что ребенок, написавший это сочинение, не станет ломать ветки деревьев, весной поджигать сухую прошлогоднюю траву, вредить природе.

В процессе обучения мышление приобретает новые черты, становится логическим. Дети проявляют повышенную заинтересованность в изучении нового, в этот период начинаю учить их методам исследовательской работы. Остановлюсь на некоторых проектах моих учеников.

Экскурсии младших школьников в лес. В лесу слышны голоса птиц. Каждая птица щебечет и поет на свой лад. Птиц дети в основном видели только на картинках и почти не знают их названий. Где живут птицы? Чем питаются? Каковы их повадки? Какие птицы на самом деле? Все эти вопросы будоражат воображение ребят. Так мы начали свой первый исследовательский проект «Видовое разнообразие птиц нашего края». Сначала исследовали тех птиц, которых видели рядом с жильем человека, – зимующих, затем дети заметили, что зимой можно увидеть и других птиц – кочующих, а весной возвращаются в родные края перелетные птицы. После экскурсий дети рисовали увиденных птиц.

За три года исследовательской работы нами выявлено 46 видов птиц нашего края. Из них 24 вида оседлых птиц, 3 вида кочующих, 19 видов перелетных. Нам удалось сделать несколько десятков фотографий птиц. Хотя наблюдать за ними и тем более фотографировать пернатых трудно. Вспоминаются слова одного из лучших знатоков русской природы профессора Д.Н.Кайгородова: «Ничто так не изощряет, не утончает наблюдательности, как наблюдение птиц. Изощряет зрение, развивает и утончает слух». Трудно переоценить воспитательное значение проведенной работы. Дети стали добрее, мягче, расширился их кругозор.

Во время экскурсий на природу дети также часто спрашивают: «Как называется этот цветок?», «Что это за растение?». Постепенно мир растений нас увлек и заинтересовал. Мы начали с изучения растений нашего края: какие дикорастущие травянистые растения растут в нашей местности, как они называются, когда цветут, что известно об этих растениях, есть ли среди них редкие (уязвимые)? Так мы начали следующий исследовательский проект – «Дикорастущие травянистые растения нашего края». За три года исследовательской работы нами выявлено 154 вида дикорастущих травянистых растений, произрастающих в нашем крае. Из них более 100 видов наиболее распространенных растений, 19 видов первоцветов, 28 видов редких (уязвимых) растений, 42 вида лекарственных растений. Определены сроки цветения растений. Все растения мы сфотографировали и создали свой электронный атлас-определитель.

Позднее по результатам исследовательского проекта моих учеников я написала учебное пособие для учащихся начальной школы «Что вы знаете о травянистых растениях нашего края?». Пособие получило положительную оценку в Педагогической академии последипломного образования Московской области и рекомендовано к использованию в школах для изучения травянистых растений родного края.

Все это способствует пропаганде знаний о растениях нашего края, воспитанию экологической культуры школьников, бережному отношению к окружающей среде. Вот и мой ученик Максим П. пишет:

Подснежник

Пришла весна, все в мире оживает,
А вот и первые цветы,
И вся природа оживает,
Как будто разные миры.
Тот мир, где холодно, уныло,
Где ходит по двору мороз,
И мир, где солнечно, красиво,
Где вьются кудри у берез.
В начале марта на поляне
Подснежник вырос голубой,
Замерзший, тихо прорастая,
Дарил он счастье и покой.
Я не топтал его, не трогал,
Лишь подышал я на него,
Он стал оттаивать немного,
И все приметили его.
Друзья, подснежники не рвите!
Запомните вы навсегда:
Себе домой их не берите,
Чтоб не исчезли никогда!

19 апреля во многих странах мира отмечается красивый весенний праздник – День подснежника. Подснежники символизируют начало весны, победу тепла над холодом, дарят надежду на лучшее. К этому празднику мы изготавливаем своими руками эти замечательные первоцветы и украшаем ими класс.

Конечно же, на нашей экологической тропе растут деревья и кустарники. Во время экскурсий дети смогли узнать только несколько видов деревьев и кустарников. Так родился наш исследовательский проект «Видовое разнообразие деревьев и кустарников нашего края». За время исследования мы обнаружили и определили 43 вида деревьев и кустарников нашего края, места их произрастания и создали таблицу начала цветения с 20 марта по 15 июня. Цветение и плодоношение деревьев и кустарников мы сфотографировали и создали свой альбом, с которым могут ознакомиться ученики школы.

Дети с удовольствием участвуют в экологических проектах «Наши пернатые друзья», «Посади свое дерево», «Чистый лес», «Береги лес от пожара», «Разделяй и умножай» и других, стали многочисленными победителями и призерами экологических конкурсов на различных уровнях. С большим интересом сотрудничаем с Мосприродой.

Изучение природы неразрывно связано с формированием у детей экологической культуры. Оно начинается с экологического образования. Экологические знания, умения, навыки создают основу для формирования экологического сознания, которое определяет ценностные ориентации и экологически оправданное поведение, формирует потребность в природоохранной деятельности.

Людмила ЛАРКИНА, учитель начальных классов школы №1000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте