С 2020 года в Московском Дворце пионеров начата системная работа по возрождению педагогического наставничества.
Стимулом к активизации этой работы стал федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование», определяющий основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации. Из большого перечня принципов, представленных в федеральном проекте, наиболее значимыми для нас стали непрерывное профессиональное развитие педагогов и стимулирование их профессионального роста.
Начальным этапом работы стало изучение традиций и актуального опыта педагогического коллектива Московского Дворца пионеров по организации наставничества. Параллельно была организована работа методического объединения в рамках проекта «Конструктор профессионального роста». В состав методического объединения вошли административные и педагогические работники подразделений учреждения, реализующих дополнительные общеразвивающие программы.
Результатом первого этапа работы методического объединения стала теоретическая модель непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования, включающая несколько ступеней:
– I ступень. Вхождение педагога в профессию/профессиональная адаптация к педагогической деятельности в дополнительном образовании;
– II ступень. Профессиональное становление современного педагога дополнительного образования;
– III ступень. Профессиональное совершенствование современного педагога дополнительного образования – овладение педагогическим мастерством;
– IV ступень. Профессиональное совершенствование и профессионально-педагогическое наставничество.
На каждой ступени профессионального развития педагога дополнительного образования были обозначены проблемные аспекты, препятствующие его профессиональному росту, определены цели и задачи, содержательные и организационные подходы к профессиональной поддержке педагога, сформулированы результаты, которые должны стать стартовой основой для перехода педагога на следующий этап профессионального развития.
Результатом второго этапа работы методического объединения стало Положение о педагогическом наставничестве в подразделениях ГБПОУ «Воробьевы горы», реализующих дополнительные общеразвивающие программы, которое определяет концептуальные основания педагогического наставничества, его тематические направления и модели, механизмы выявления и формирования системы взаимодействия «наставник – наставляемый». Дополнительно представлены методические материалы, отражающие требования к педагогу-наставнику и алгоритм его работы.
С 2021-2022 учебного года начата работа по внедрению различных моделей педагогического наставничества: создана рабочая группа, в состав которой входят административные и педагогические работники подразделений, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, и представители совета ветеранов Московского Дворца пионеров.
Ветераны Московского Дворца пионеров
В 2021-2022 учебном году Московский Дворец пионеров отметил двойной юбилей: 85 лет со дня основания и 60 лет с момента открытия комплекса на Ленинских, ныне Воробьевых, горах. К этой радостной дате ветераны Дворца пионеров подготовили ряд предложений, касающихся продолжения и возрождения лучших традиций наставничества.
– Дома, дворцы, центры детского творчества – это, пожалуй, самое ценное, что родилось в системе дополнительного образования. Они раскрывают перед ребенком огромный спектр возможностей, собранных под одной крышей. Это очень перспективное, не утратившее своей актуальности и спустя многие десятилетия социальное явление, – отметила Светлана Михайловна Костьева, более 10 лет проработавшая заведующей Центром культурологического образования.
По мнению Светланы Михайловны, коллектив единомышленников – это школа мастерства для педагога. В таких коллективах рождаются и передовые мысли, и передовой опыт, в них возможен эксперимент, который позволяет работать на опережение.
Отдельно Светлана Михайловна отмечает специфику деятельности методистов:
– Такие специалисты самообучаются в процессе работы. Для этого необходимы профессиональные объединения для обмена опытом, взаимное посещение событий, занятий, мероприятий с обязательным последующим анализом, описанием и распространением лучших наработок. В 70-80‑е годы прошлого века во дворце работало более 40 методических объединений по разным видам деятельности (от методики организации работы с пионерским активом до профильных). Объединение собиралось раз в месяц постоянным составом участников. Это значит, что к каждой встрече надо было готовить новые разнообразные современные материалы.
Наставники же, считает Светлана Михайловна, из числа самых опытных и успешных педагогов необходимы как связующее звено между молодыми энтузиастами и взвешенным, мудрым подходом в работе с детьми:
– Это сложно, не всегда получается, но, когда совпадают устремления, интересы, личностные аспекты, результат есть.
– В дополнительном образовании педагогами всегда работали не только мастера своего дела и прикладной специальности, имевшие за спиной богатый профессиональный опыт и личные достижения, но индивидуальности, способные привлечь к себе, заинтересовать ребенка и помочь ему выявить собственную уникальность и выбрать будущий жизненный путь, – считает Виктор Ермолаевич Соболев, заслуженный учитель Российской Федерации, ранее занимавший пост первого заместителя директора Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах.
Во Дворце пионеров разработана и внедрена система методического обеспечения и сопровождения образовательных программ любого характера и уровня. Это позволяет педагогам дворца и города повысить эффективность своей работы, создать авторские программы, расширить педагогический опыт, модернизировать и актуализировать программно-методический учебный комплекс, вновь стать центром притяжения для учреждений города по методическим вопросам. Сформирован новый уровень подхода к подбору, а главное – расстановке кадров, основанный не только на уровне и характере квалификации, но и на индивидуальных качествах.
– Эта система, естественно, неидеальная: были и просчеты, и ошибки, но главное, что она носит динамичный и перспективный характер, – подводит итог Виктор Ермолаевич.
Дмитрий Львович Монахов, с 2001 по 2011 год занимавший пост директора Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, подчеркивает:
– Главные результаты и достижения дополнительного образования детей отложены во времени. Мы начинаем ощущать их в тот момент, когда бывший кружковец, получив набор знаний и практик других образовательных институтов, увеличивает достижения той или иной отрасли, будь она технической, естественно-научной или гуманитарной. Примеры тому – Ролан Быков, Сергей Никоненко, Тамара Синявская, Владимир Васильев, Наталья Санько, Александр Леонтович, Людмила Касаткина, Наталья Гундарева, Ольга Кабо, Марина Кошевая, Дмитрий Рогозин и многие другие выпускники Московского Дворца пионеров.
По мнению Дмитрия Львовича, главные результаты и достижения не могут сложиться без участия молодого человека в дополнительном образовании – в атмосфере, способствующей развитию мотивации к познанию и творчеству.
85‑летняя история развития учреждения сформировала бренд «Московский Дворец пионеров», узнаваемый не только в стране, но и за рубежом. Ветераны являются наставниками педагогических работников системы дополнительного образования страны и региона. Бережное сохранение истории Московского Дворца пионеров, уникальности и преемственности педагогических технологий, лучших традиций в воспитании и наставничестве – это тот фундамент, который позволяет новым поколениям педагогов не только состояться в профессии, но и стать успешными, а значит, стать немного счастливее.
О связи поколений – конкурс «Мастерство и творчество»
В Московском Дворце пионеров по всем направлениям деятельности накоплен уникальный педагогический опыт. Ветераны дворца бережно хранят традиции, с радостью и готовностью делятся своими знаниями. Особенно ярко это проявляется в ходе конкурса «Мастерство и творчество».
Сегодня в Московском Дворце пионеров работают более 60 человек, каждый из которых уже больше 30 лет посвящает себя детям и детству. Регулярно проводятся традиционные мероприятия, одно из которых – конкурс профессионального мастерства «Мастерство и творчество» на звание «Лучший педагогический работник ГБПОУ «Воробьевы горы», который давно и прочно занял свое место среди важнейших событий на Воробьевых горах.
Одна из задач конкурса – вовлечение педагогического сообщества в изучение и анализ лучшего опыта педагогической деятельности, создание условий для раскрытия личностного потенциала работников сферы дополнительного образования. «Мастерство и творчество» – это стартовая площадка для одаренных педагогов, которые, получив бесценный опыт участия в конкурсе в стенах дворца, отправляются покорять вершины московских и российских профессиональных конкурсов.
Тинатин Давидовна Эгнаташвили говорит о конкурсе как о кузнице кадров дворца:
– Это будущие руководители центров, отделов, может быть, будущие директора и заместители директора дворца и комплекса.
За годы работы в учреждении Тинатин Давидовна принимала участие в каждом конкурсе – в качестве члена жюри, члена оргкомитета, наставника:
– Помню первый конкурс «Мастерство и творчество». Это был полет мыслей, идей. Я отношусь к конкурсу очень положительно и горжусь, что он существует во дворце.
Наталья Ивановна Клятова, бывший директор Дворца пионеров, в течение продолжительного времени курировала конкурс, несколько раз была в составе оргкомитета, стимулировала работников к участию, всячески их поощряла. Коллеги вспоминают Наталью Ивановну самыми теплыми словами и говорят о том, что ее высокий профессионализм, трудолюбие, искренняя любовь к детям, уважительное отношение к людям сделали дворец таким, каким его знают и любят москвичи.
Лариса Николаевна Блинова, руководитель центра «Пингвин», неоднократно готовила и выдвигала участников на конкурс, организовывала в рамках работы центра поддержку участников.
Изюминкой методического мастерства коллеги называют работу Нины Владимировны Кленовой. Она неоднократно принимала участие в работе оргкомитета и жюри конкурса. Богатый опыт позволяет Нине Владимировне предлагать удачные методические решения по конкурсным заданиям и проведению конкурса в целом.
Ирина Юрьевна Набатова – председатель профсоюзной организации ГБПОУ «Воробьевы горы», от лица которой она ежегодно принимает активное участие в конкурсе. Ирина Юрьевна всегда находит слова поддержки и напутствия участникам конкурса, а в финале поздравляет победителей и дипломантов, вручая ценные призы и подарки.
Федор Александрович Миронов, заведующий учебной частью Ансамбля песни и пляски имени В.С.Локтева, педагог дополнительного образования по классу кларнета и саксофона, вспоминает участие в конкурсе в 2010 году:
– В качестве приза я получил статуэтку муравья с лопатой. Муравей – это символ трудолюбия.
Федор Александрович вошел в состав клуба «Мастерство и творчество», что позволило в дальнейшем активно участвовать в последующих мероприятиях. Теперь он сам выступает в роли наставника и помогает молодым педагогам подготовиться к состязаниям. Так, в 2018 году он готовил педагога по классу ударных инструментов Сергея Анатольевича Гордиенко, ставшего победителем. Своим мастерством Федор Александрович делится не только как педагог, но и как талантливый исполнитель, выступая с яркими концертными номерами в ходе конкурсных мероприятий.
В разные годы работой в жюри или оргкомитете конкурса радовали такие значимые для дворца люди, как Ольга Александровна Финогенова, Александр Григорьевич Мазья, Кайржамал Вахитовна Родионова и многие другие.
Оксана АНШУКОВА
Комментарии