Сегодня, как никогда ранее, становится актуальной профессиональное образование детей-инвалидов. Надо сказать, что работа, начатая системой среднего профессионального образования столицы, идет в содружестве с учеными.
Российское государство старается дать человеку с ограниченными возможностями здоровья полноценное высшее, начальное или среднее профессиональное образование, которое позволило бы ему найти достойную работу и самому оплачивать свое существование. Но к каким бы профессиям мы ни готовили наших выпускников, мы должны помнить, что рынок труда для них неумолимо сокращается, и поэтому мы должны дать им высококачественную профессиональную подготовку. Мы часто говорим о том, что многие глухие блестяще учатся в МГТУ имени Н.Э.Баумана, но вот мысль о том, что каждый человек с нарушением слуха должен окончить Бауманку – утопия, несбыточная мечта. Учеба в Бауманском университете – только одно из возможных направлений, но не единственное. То, что предлагает коллектив 14-го колледжа, проект, в котором уже участвует 52-я школа, мне представляется крайне важным. Действительно, слабослышащему человеку трудно работать в большом коллективе, ведь в такой ситуации ему необходимо свободное владение речью, однако он может работать на дому, в какой-то малой фирме, может проявить свою бизнес-инициативу и жить достойно. Я не знаю, стоит ли это повторять, но глухих в СССР учили хорошо, сегодня их учат прекрасно, профессии им дают замечательные, навыки у них сформированы идеально. Другое дело, что подавляющее большинство глухих людей избегают рабочих профессий, но глухие люди всегда успешно занимались фотоделом, сама жизнь подсказала им эту сферу деятельности, поэтому мне кажется очень правильным выбор специальностей, предложенных 14-м колледжем для дистанционной формы обучения: веб-дизайн, сайтостроение, работа с компьютером, моделирование, фотодело, компьютерная верстка, здесь есть очень большие перспективы. Цель этого проекта – показать, что глухие люди могут идти не в криминальный бизнес, а в нормальную, достойную жизнь, приветствуемую обществом и государством. Я вижу здесь очень интересное начинание и считаю, что очень полезен проект с московской школой и, кроме того, полезно было бы и нашему институту подумать о вхождении в этот или в аналогичный проект. Во всяком случае Институт коррекционной педагогики, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, колледж №14 и другие образовательные учреждения столицы должны думать, во-первых, о подготовке педагогов, которые с этими ребятами должны будут заниматься, а во-вторых, об электронных учебниках, электронной учебно-методической базе, которая необходима для обучения этих ребят.
Николай МАЛОФЕЕВ, директор Института коррекционной педагогики, академик РАО
Комментарии