До Айской средней школы, что в Алтайском районе Алтайского края, добраться непросто, особенно если в дороге застигнет зимний буран, весенняя метель или осенняя распутица. Но добравшись, понимаешь, что не зря приехала. Такой красоты еще поискать – сразу за школьным двухэтажным зданием встают горы. Недалеко потрясающий природный парк «Ая». Сопровождающий меня заместитель начальника Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, учитель года Алтая-2001 Юрий Абдуллаев рад случаю побывать в школе, о которой много слышал.
Чем же так замечательна эта сельская школа? Здесь 300 учеников, днюющих и ночующих в альма-матер, четыре десятка учителей, половина из которых местные выпускники. Запомнились неизменные улыбки педагогов и уверенный ответ учительницы на вопрос: «У вас все хорошо?» – «Прекрасно! Лучше не бывает. Зачем жаловаться? Должен быть позитив». Четвероклассники тоже удивили. Юрий Геннадьевич решил немного проэкзаменовать ребят:- В каком крае мы живем?- В Алтайском.- А что у нас самое замечательное?- Школы.Это не наигранный оптимизм и не ура-патриотизм. Сельский народ – практики. Если чего-то не хватает для счастливой жизни, взрослые и маленькие граждане школьной страны просто начинают работать над тем, чтобы ситуацию исправить…Вот, собравшись в классе, педагоги слушают чиновника краевого министерства, внимательно слушают, ведь говорит он о главном – зарплате, стандартах, ЕГЭ, 83-м федеральном законе… Но забота ежедневная, ежечасная, которая сидит даже не в голове, а в сердце, – о школьных проектах. Кажется, что этих проектов столько же, сколько учеников. Наверное, лучше меня объяснит этот феномен директор школы Светлана Владимировна Ольгезер: «Каждый учитель находит для себя направление, в котором он реализуется. Кто-то экологией занимается, кто-то музейным делом, кто-то краеведением, кто-то историей. Замечательно, что и ребята – музееведы, экологи, краеведы – перспективно растут, поступая затем по профилю в высшие учебные заведения. У нас это прослеживается. В прошлом году пятеро детей занимались в краеведческом кружке, все поступили в вузы на географический и исторический факультеты. Те, кто занимается экологией, поступают на биофак. Ребята, которые проводят экскурсии по нашим музеям, в летнее время подрабатывают экскурсоводами. Самореализация учеников – самое важное для сельской школы». Вот только несколько вариантов самореализации для айских школьников. Музеи. Их в школе три. Музей «Эсперанто» – здесь собрана история школы, можно найти информацию про любого учителя, ученика за 40 с лишним лет существования учебного заведения, узнать про победителей олимпиад, лауреатов конкурсов, лучших школьных спортсменах. Сначала, когда музей только возник, было непросто создавать альбомы по каждому (!) выпуску. А с 2000 года такие альбомы оформляет уже каждый выпускной класс самостоятельно. Это даже престижно – сделать самый оригинальный, самый красивый альбом в подарок родной школе. Конечно, выпуски сейчас не такие большие, как раньше. Вместо двух-трех классов один, и в том 18 человек. Каждый ученик на виду. Особенно учительские дети. Экскурсию «От прошлого к настоящему» ведет восьмиклассник Владислав Ольгезер (осенью пойдет уже в 9-й класс), не только сын директора, но и веточка педагогической династии Юдины – Кульматицкие – Ольгезер – они проработали в школе в общей сложности 206 лет! Юноша немного волнуется, но говорит дельно, сжато и не заученно – ведь про свое, родное… Совершенно удивительные экскурсоводы в школьном кабинете-музее Василия Макаровича Шукшина. Активом этого музея руководит учитель русского языка Людмила Владимировна Кузнецова, и конечно, это она обучила ребят ораторскому мастерству. А увлечение темой, блеск в глазах и желание часами рассказывать о знаменитом земляке появились в процессе исследования. Да ведь нельзя не увлечься! В селе Ая Шукшин бывал, когда снимал фильм «Печки-лавочки», а еще приезжал в гости к родному дяде по матери Павлу Сергеевичу Попову. Юля Шипилова решила разузнать побольше о Павле Сергеевиче и выяснила, что реальные факты из жизни своего дяди Шукшин использовал в некоторых рассказах. Юлия так мастерски цитировала произведения Василия Макаровича, что просто заслушаешься. Между прочим, ежегодно в музее бывает до двухсот гостей, в том числе и родные, близкие Шукшина. С Айской школой дружит, например, первая жена знаменитого режиссера, писателя и актера Мария Ивановна Шумская. Мария Ивановна пишет стихи и недавно подарила ребятам целую подборку. Есть в ней строчки и о первой ее встрече с главным героем музея:Волос шелковая волна и ямочка на подбородке -Свели они меня с ума… …Я любовалась им невольно,А в то, что нет его сейчас, Мне до сих пор поверить больно…Школьный кабинет-музей Николая Константиновича Рериха. Ведает кабинетом зав. библиотекой Ирина Григорьевна Овечкина. А ребята не только изучают творческое наследие Рериха, материалы, связанные с пребыванием художника на Алтае, но и занимаются в кружке «Музейное дело», который создан на базе кабинета.В выставочном зале, где представлены копии полотен Рериха, любят бывать не только местные жители, но и туристы с турбазы «Селена». Экологическое направление. Это гвоздь учебной и внеклассной деятельности, ведь при школе существует учебно-опытный участок, где есть и плодово-ягодный сад, и питомник, и дендрарий, и зеленый класс, и парник, и цветочно-декоративный отдел, и полевой, и многое другое. Чтобы все описать, газеты не хватит… Но ребятам и учителям мало этого локального приложения сил. Преподаватель биологии, экологии и химии, заслуженный учитель РФ Вера Дмитриевна Шегурова зрит в корень: «Невозможно вести экологию только как предмет. Наш девиз: «Давайте беречь нашу планету, чтобы сохранить природу эту. От нас зависит жизнь ее, а мы зависим от нее». На практике эта идея претворилась следующим образом: в школе семь лет назад была создана команда «БЭД» – «Борцы экологического движения». Вера Дмитриевна рассказывает: «Невозможно было ее не создать. Живем в красивом месте, привлекательном. Туризм имеет свою положительную сторону – район приумножает свою привлекательность, у людей работа появилась. Но как любящие эту землю люди, мы понимаем, что ее надо сберечь. Научить ребят начиная с детского садика, с первого класса все это сохранять». Ребята под руководством учителя чистят берег реки Катуни, изучают растения, занесенные в Красную книгу. Когда убирались прошлой осенью, неожиданно сделали открытие – обнаружили еще одну, не замеченную специалистами, популяцию краснокнижного растения венерин башмачок. Кстати, еще одно подтверждение мысли директора о самореализации школьников: команда «БЭД» написала заявку на грант, выдвинула проект «Башмачки Венеры». Цель проекта – изучение и сохранение редких видов растений Айского сельского совета. Все очень подробно расписали – цель, задачи, проблему, какая нужна поддержка, смету составили… И вот результат – проект победил в конкурсе, российский совет Global Greengrants Fund выделил команде полторы тысячи долларов. Информация об этой маленькой, но существенной победе вывешена на сайте школы http://aja.ucoz.ru/. Сайт – особая гордость педагогов и учеников, он содержательный, хорошо оформленный, живой, постоянно обновляющийся. А все почему? Потому что организовали дело правильно, администрирует школьное представительство в Интернете учитель физики и информатики Василий Обухов, получает за это специальную доплату. Информация на сайте вся первой свежести. И новости – в том числе летние, взгляните! И информация о школьном округе, ведь Айская школа – базовая. И фотоальбом. И расписание маршрутов школьного автобуса. И меню школьной столовой на каждый день недели. Поразительный факт: на сайте размещены электронные портфолио многих учителей, и не только учителей, но и учеников, причем ребята, судя по текстам, пишут о себе сами, и им есть о чем рассказать! А еще мне было приятно, что, несмотря на доступ к сайту «Учительской газеты» и неплохую скорость интернет-трафика, в школе неизменно каждое полугодие подписываются на нашу бумажную версию. И внимательно ее читают.
Комментарии