search
main
0

Hу, казалось бы, что страшного в страшных сказках? Дети вырастут, забудут, а если вспомнят – посмеются. Но в том-то и дело, что сказки в нашем детстве не случайны. Они необходимы для роста и развития личности, как пища для тела. Конечно, сказки обучают, развлекают, будят фантазию. Но главное – в другом. В сказках выдуманы лишь герои да события, но это внешний слой. А внутренний – то, что называют архетипом (К.Юнг) – совсем не выдумка, это глубинный смысл сказки. Его назначение – донести до ребенка в понятной ему форме главные нравственные законы, заповеди, которые лягут, как кирпичики, в самую основу формирующейся личности.

Из каких же кирпичиков строятся личности наших детей? Конечно, живы еще Золушка и Белоснежка, и Дед Мороз с их добротой и любовью. Спасибо Э.Успенскому за его несравненного Чебурашку. Теперь новые сказки чаще приходят к нам с экрана: вспомним Маленьких пони и пчелку Майю. В последний год-два появилась масса новых для нашей аудитории мультфильмов. Но все чаще бывает: смотришь смешную, яркую, технически превосходно выполненную ленту и вдруг чувствуешь диссонанс, словно фальшивая нота прозвучала. Вот забавный скряга Скрудж в “Утиных историях”. Хотя он патологически жаден, но как же при этом симпатичен! А страдающий манией величия Черный Плащ? До чего же он мил и потешен. Из всех своих передряг эти герои выныривают сухими. Смотришь мультик с удовольствием, но после остается привкус чего-то нес’едобного. Не сочтите меня за ханжу, не умеющую смеяться, но… второй план размыт, акценты смещены. Какой подтекст войдет в неокрепшее сознание ребенка – что жадность и хвастовство всегда побеждают? Еще прозрачнее забавный мышонок Джерри с сердцем садиста, который на протяжении бесконечных серий подвергает инквизиторским пыткам глупого кота. Подтекст: смешно, когда другому больно. Наши Заяц с Волком все же благороднее, им удалось остановиться на тезисе “не рой другому яму…” и не скатиться в садизм, хотя кое-где эта граница ой как тонка.

Так что же делать? Как уберечь сознание ребенка от лжи? Укрыть, защитить, запретить – невозможно. Запретный плод станет слаще. Выход есть – пусть смотрят, но нельзя оставлять ребенка один на один с телевизором. Ваша оценка, одно-два замечания расставят акценты, помогут ребенку разобраться, кто плохой, а кто хороший. В идеале – обсуждение в школе или классное сочинение на тему “Мой любимый сказочный герой”. Мы должны научить наших детей разбираться в этом море кинопродукции, помочь им определить нравственные ориентиры, если хотим, чтобы они выросли нормальными, хорошими людьми.

Ольга ЗАГОРСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте