Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
А Вы смотрели?

Хтоническая сказка о «последнем герое»

Не логика рынка, не логика мейнстрима
Учительская газета, №48 от 1 декабря 2020. Читать номер
Автор:

В ноябре в российский прокат вышел новый фильм Алексея Учителя «Цой». За плечами режиссера две документальные картины, связанные с Виктором Цоем и группой «Кино», – «Рок» и «Последний герой». На этот раз Учитель снял фантазию на тему, как развивались события после гибели кумира миллионов. Нет, никакой мистики вы не увидите, скорее похоронное роуд-муви с очень простым сюжетом: близкие люди Цоя сопровождают гроб с его телом из Латвии в Ленинград. Задолго до выхода на экраны фильм потянул за собой шлейф скандалов.

Решительный следователь Илза Ясс
Фото с сайта fotki.yandex.ru

Жанр «байопик» о рок-героях никогда не был сильной стороной отечественного кинематографа. Если в той же Америке сложилась целая традиция, ведущая отсчет с 60‑х годов, в России что-то худо-бедно начали наверстывать в 90‑х. Результат: рок-звезд у нас хватает, а вот фильмов о них не так много, да и их чаще ругают, чем хвалят. Алексей Учитель рисковал с самого начала, когда решил снимать фильм о Цое и когда задумал, что действие будет разворачиваться вокруг гроба с «последним героем». Даже от самых выдержанных зрителей можно ожидать недоумения, что уж говорить про ярых фанатов и родственников певца?! Однако есть способ объективно взглянуть на фильм. Попробуем абстрагироваться от фигуры Виктора Цоя и посмотрим, как это выглядит с точки зрения драматургии, режиссуры, актерской игры.

Первые 20 минут подают надежду, хочется вскочить со зрительского места и эмоционально воскликнуть, обращаясь к воображаемым оппонентам: «Что вам не нравится?» Начинается все с документальной сцены, где реальный Цой общается с журналистами в гримерке. Туда же вмонтирована героиня художественной части – фотограф Вика, ярая фанатка. Затем идет идеально проработанная экшен-сцена аварии на злополучной трассе Слока – Талси. Затем в лучших традициях скандинавского нуара на место происшествия приезжает следственная группа во главе с решительной блондинкой Илзой Ясс, которая ну очень похожа на датскую актрису Софью Хелин, а точнее, на ее образ из сериала «Мост». Вот эти сцены разжигают аппетит и намекают на то, что дальше будет еще интереснее. Казалось бы, наметок для конфликтов полно: гроб певца сопровождают его жена Марина (в реальности – Марьяна Цой), его последняя любовь Полина (в реальности – Наталья Разлогова), его продюсер Юрий Разин (в реальности – Юрий Айзеншпис), который пытается найти кассету с демоверсией последнего альбома Виктора и начинает подозревать водителя в том, что он ее прикарманил. Параллельная линия: любовный треугольник, состоящий из следователя Илзы Ясс, ее мужа, ее любовника – водителя злополучного «икаруса» Павла Шелеста. Но чеховские ружья, пусть они и развешаны по всему периметру, дают осечку за осечкой. Сценарий осыпается на ходу, лишь яркие сцены, зачастую выпадающие из логики повествования, как-то оживляют интерес к фильму.

При большом желании полюбить этот фильм ты не можешь не заметить хрупкость и шаткость всей конструкции. Большинство актеров, видимо, получили задачу играть скупо, сдержанно, под стать трагичной обстановке. Лишь друг Цоя Рик (в реальности – музыкант Рикошет), сын Цоя Евгений (в реальности – Саша) да журналистка Вика (в реальности ее не было) своей непосредственностью, своими чудачествами и лихими порывами как-то разбавляют похоронную обстановку. Следует отдать должное: Алексей Учитель, как в случае с нашумевшей «Матильдой», пошел по пути наибольшего сопротивления, легких путей он не выбирал и взвалил на себя сложнейшую задачу, следуя авторской интуиции. И, по сути, создал антипод эфирного «Лета» Кирилла Серебренникова, такую хтоническую сказку о бренности сущего, о бессмертии, о любви, о роли фатума в нашей жизни. Может быть, если бы он насытил фильм фантасмагорическими вставками, это помогло бы картине. Ведь все равно в титрах мы читаем, что все представленное – плод авторского воображения. Главное, что видно невооруженным глазом, – фильм снят точно не из желания хайпануть или нажиться на образе певца. Ополчить против себя родственников Цоя, часть фанатов и соратников музыканта… кажется, есть менее разрушительные и трудозатратные способы попиариться и заработать денег. А учитывая плачевную ситуацию с прокатом, по которому ударил ковид, Алексей Учитель следует какой-то собственной логике, которая не совпадает ни с логикой рынка, ни с логикой мейнстрима. Кстати, следующий его проект – фильм про Шостаковича. Уверены, что и там не обойдется без скандала.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt