search
main
Топ 10
В некоторых регионах отменяют занятия в школе из-за непогоды Телефоны в школе планируют запретить даже в образовательных целях С 2025 года в нацпроект «Образование» хотят включить предметы, которые не входят в систему ЕГЭ Серебряным медалистам будут вручать сине-голубой диплом с отличием Дефицит педагогов: в Вологодской области открыты 255 учительских вакансий Студент Калужского госуниверситета создал настольную игру по истории родного края Для родителей школьников предлагают ввести выплаты к началу учебного года Все дети, поступающие в школы РФ, должны знать русский язык, заявили в СПЧ Финал конкурса «Флагманы образования» для управленцев и педагогов стартовал в Москве Десятиклассник из Астрахани разрабатывает «Умный гараж» Финал премии «Студент года» объединил 400 учащихся колледжей из 60 регионов России Глава Минпросвещения: единые учебники по всем предметам разработают в течение 2-3 лет Институт воспитания проведет очередное Всероссийское открытое родительское онлайн-собрание Отменить нельзя оставить: День рождения буквы «ё» отмечают в России Объявили победителей Всероссийского фестиваля студенческого спорта В России создано 8 новых учебно-педагогических округов Минпросвещения: кабмин приступил к разработке прогноза востребованных профессий Чемпионат «Профессионалы» завершился в Санкт-Петербурге В Новосибирской области наградили четверых школьников в рамках проекта «Дети-герои» Исследование: 47% семей тратят на дополнительную подготовку к ЕГЭ до 6 000 рублей ежемесячно
0

Хтоническая сказка о «последнем герое»

Не логика рынка, не логика мейнстрима

В ноябре в российский прокат вышел новый фильм Алексея Учителя «Цой». За плечами режиссера две документальные картины, связанные с Виктором Цоем и группой «Кино», – «Рок» и «Последний герой». На этот раз Учитель снял фантазию на тему, как развивались события после гибели кумира миллионов. Нет, никакой мистики вы не увидите, скорее похоронное роуд-муви с очень простым сюжетом: близкие люди Цоя сопровождают гроб с его телом из Латвии в Ленинград. Задолго до выхода на экраны фильм потянул за собой шлейф скандалов.

Решительный следователь Илза Ясс
Фото с сайта fotki.yandex.ru

Жанр «байопик» о рок-героях никогда не был сильной стороной отечественного кинематографа. Если в той же Америке сложилась целая традиция, ведущая отсчет с 60‑х годов, в России что-то худо-бедно начали наверстывать в 90‑х. Результат: рок-звезд у нас хватает, а вот фильмов о них не так много, да и их чаще ругают, чем хвалят. Алексей Учитель рисковал с самого начала, когда решил снимать фильм о Цое и когда задумал, что действие будет разворачиваться вокруг гроба с «последним героем». Даже от самых выдержанных зрителей можно ожидать недоумения, что уж говорить про ярых фанатов и родственников певца?! Однако есть способ объективно взглянуть на фильм. Попробуем абстрагироваться от фигуры Виктора Цоя и посмотрим, как это выглядит с точки зрения драматургии, режиссуры, актерской игры.

Первые 20 минут подают надежду, хочется вскочить со зрительского места и эмоционально воскликнуть, обращаясь к воображаемым оппонентам: «Что вам не нравится?» Начинается все с документальной сцены, где реальный Цой общается с журналистами в гримерке. Туда же вмонтирована героиня художественной части – фотограф Вика, ярая фанатка. Затем идет идеально проработанная экшен-сцена аварии на злополучной трассе Слока – Талси. Затем в лучших традициях скандинавского нуара на место происшествия приезжает следственная группа во главе с решительной блондинкой Илзой Ясс, которая ну очень похожа на датскую актрису Софью Хелин, а точнее, на ее образ из сериала «Мост». Вот эти сцены разжигают аппетит и намекают на то, что дальше будет еще интереснее. Казалось бы, наметок для конфликтов полно: гроб певца сопровождают его жена Марина (в реальности – Марьяна Цой), его последняя любовь Полина (в реальности – Наталья Разлогова), его продюсер Юрий Разин (в реальности – Юрий Айзеншпис), который пытается найти кассету с демоверсией последнего альбома Виктора и начинает подозревать водителя в том, что он ее прикарманил. Параллельная линия: любовный треугольник, состоящий из следователя Илзы Ясс, ее мужа, ее любовника – водителя злополучного «икаруса» Павла Шелеста. Но чеховские ружья, пусть они и развешаны по всему периметру, дают осечку за осечкой. Сценарий осыпается на ходу, лишь яркие сцены, зачастую выпадающие из логики повествования, как-то оживляют интерес к фильму.

При большом желании полюбить этот фильм ты не можешь не заметить хрупкость и шаткость всей конструкции. Большинство актеров, видимо, получили задачу играть скупо, сдержанно, под стать трагичной обстановке. Лишь друг Цоя Рик (в реальности – музыкант Рикошет), сын Цоя Евгений (в реальности – Саша) да журналистка Вика (в реальности ее не было) своей непосредственностью, своими чудачествами и лихими порывами как-то разбавляют похоронную обстановку. Следует отдать должное: Алексей Учитель, как в случае с нашумевшей «Матильдой», пошел по пути наибольшего сопротивления, легких путей он не выбирал и взвалил на себя сложнейшую задачу, следуя авторской интуиции. И, по сути, создал антипод эфирного «Лета» Кирилла Серебренникова, такую хтоническую сказку о бренности сущего, о бессмертии, о любви, о роли фатума в нашей жизни. Может быть, если бы он насытил фильм фантасмагорическими вставками, это помогло бы картине. Ведь все равно в титрах мы читаем, что все представленное – плод авторского воображения. Главное, что видно невооруженным глазом, – фильм снят точно не из желания хайпануть или нажиться на образе певца. Ополчить против себя родственников Цоя, часть фанатов и соратников музыканта… кажется, есть менее разрушительные и трудозатратные способы попиариться и заработать денег. А учитывая плачевную ситуацию с прокатом, по которому ударил ковид, Алексей Учитель следует какой-то собственной логике, которая не совпадает ни с логикой рынка, ни с логикой мейнстрима. Кстати, следующий его проект – фильм про Шостаковича. Уверены, что и там не обойдется без скандала.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте