search
Топ 10

Хрупкие колокольчики

В декабре 1999 года губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев отдал распоряжение создать для талантливых девочек из малообеспеченных семей и детей-сирот женскую гимназию. Сегодня здесь думают о высшем образовании для самых обделенных. И это несмотря на то, что экономически региону трудно. Папы и мамы этих ребятишек потеряли работу, а потом начали болеть или спиваться. И тогда областная администрация решила спасти от материальной и духовной нищеты хотя бы их детей. Сегодня в Кемеровском регионе 7 тысяч детей-сирот, а также оставшихся без попечения родителей. Сто из них сейчас учатся в головном здании женской гимназии, в селе под Кемеровом.

Сначала открыли в шести городах области шесть филиалов гимназии. Губернатор сам опросил руководителей местной администрации, кто в состоянии взять на баланс города и эту, дополнительную, нагрузку. И в филиалы женской гимназии стали поступать девочки разных возрастов – от первоклассниц до восьмиклассниц. Отныне здесь должны были потянуться к знаниям те, кто хотел получить хорошее образование, но кому раньше это было не по силам.
В регионе долго выбирали место для обитания будущих девятиклассниц-гимназисток. С ними хотели нянчиться. Даже решили строить для гимназии отдельное здание в городской черте Кемерова. Но потом посмотрели на загородные учреждения и выбрали вот эти двенадцать гектаров в сосновом бору, на берегу реки Томь.
В течение сорока дней прошлым летом были перестроены под классы спальные комнаты трех больших корпусов! Это был “подвиг человеческий”, как сказала мне Валентина Викторовна Шубина – директор. И 12 сентября 2001 года губернатор области торжественно провозгласил гимназию открытой. Так ее с тех пор и называют – “губернаторской”, а не губернской, а Амана Гумировича – “главным опекуном кемеровских сирот”.
Приехали девяносто пять девятиклассниц – выпускниц филиалов и…десять девушек из Монголии! Область и дружественная нам страна подписали договор о сотрудничестве.
Монгольские девочки тоже сироты, и, забегая вперед, скажу: монголкам так в Кемеровской области понравилось, что они, по их собственному признанию, собираются выйти тут со временем замуж и остаться навсегда. Уже и русский язык за полгода освоили.
Что касается наших, российских, девушек, они с сентября 2001 года изменились внешне и внутренне настолько, что их не узнают ни опекуны, ни родственники. А случилась простая вещь: те дети, которые раньше никогда не пели, запели; те, что не танцевали, – стали танцевать… Две из них вообще прежде учились на двойки и тройки, а теперь выправились, и сам собою отпал вопрос, останутся ли они в гимназии на следующий год. Валентина Викторовна объясняла мне: “Это они почувствовали свою силу!”
Их кормят пять раз в день! Они получают ежедневно положенные им соки, фрукты, четыреста семьдесят граммов овощей… Так что некоторые из девочек уже не влезают в сшитые к новогоднему губернаторскому балу наряды! Хорошо, что шубы сшили им на вырост! Спальни в корпусах гимназии тоже даже более чем приличные: мебель дорогая, югославская, – та самая, которую Аман Тулеев велел вывезти из недостроенной гостиницы.
Но не думайте, что детей тут балуют излишне и неразумно. Что губернатор швыряет деньги на ветер. Сестры Беркетовы, например, до сих пор не вышли из состояния дистрофии. Тяжелое наследие недавней семейной бедности. Многим девочкам до того было плохо в их семье, что они отказываются возвращаться домой даже на каникулы!
Но было и наоборот. Девятиклассница Маша, у которой нет мамы, папа лишен родительских прав, а брат был посажен в тюрьму, решила навестить родственников. Брат вернулся домой! Маша прибыла из дому, словно подраненная птица, заметалась: “Валентина Викторовна, я хочу оставить гимназию! Я спасу свою семью! Я работать пойду! На рынок торговать! Брат целую тысячу рублей получает!” – “Не торопись, Маша! Давай сядем и подумаем: что твоя семья сможет купить на эту тысячу рублей по нынешним ценам”. Посчитали, и Маша словно проснулась: “Да, сначала мне надо получить образование и профессию”. – “Ладно. А о семье не забывай. Пиши родным письма”.
Другая девочка, сирота, недавно похоронившая бабушку, попала в больницу. Выписали ее: а она опять жалуется на недомогание, просит, чтобы ей вызвали “скорую помощь”. Вызвали. Раз, другой… Врачи говорят: девочка здорова. Тогда Валентина Викторовна пригласила подопечную на чашку чая, на откровенный разговор: “Кого ты ищешь в больнице, милая?” Та заплакала. Оказывается, когда болела, познакомилась в Кемерове с хорошим парнем, десятиклассником из рабочей семьи. Тот пообещал, что его родители пригласят девочку на лето к себе. Уже и договоренность со старшими состоялась. А до лета так далеко! Вот и не вытерпела, наивная. Подумала, что “скорая помощь” всегда привозит больных в одну и ту же больницу.
Но что такое возрожденный тип учащейся-“смолянки” в современных условиях? Женская гимназия работает по концепции Кемеровской академии культуры. И прежде всего из девочек хотят сотворить личности сильные, при всей тонкости их душевного строя. Дабы, когда они вырастут, захотели и смогли создать собственную, здоровую и красивую семью, достойно воспитать своих детей, а не плодить поколения бомжей.
Меня поразили сочинения пятиклассниц. Сколько гордости за то, что их возвысили этим новым статусом – гимназисток! И сколь часто встречается в их работах одна и та же фраза: “Я сделаю все, чтобы родина мною гордилась!”
Помнят, что при встрече губернатор Аман Тулеев им сказал: “Мы отследим судьбу каждого ребенка из губернаторских школ!” В области женская гимназия не единственное губернаторское образовательное учреждение. Есть еще кадетские корпуса. Вот девчонки-гимназистки и задумали написать этим мальчишкам письма. Предложить дружбу. Но Валентина Викторовна их остепенила: а хорошо ли, когда девочки так суетятся. А чувство собственного достоинства? В гимназии после этого часто поминают слова знаменитого российского хирурга Пирогова: “Не положение женщины в обществе, но воспитание ее, в котором заключается воспитание всего человечества, – вот что требует перемены”. Поэтому девочкам преподают тут и “Основы имиджа”, и “Этику”, и “Основы духовной культуры”.
Вскоре я поняла и то, почему директором стала Валентина Викторовна Шубина. Она вполне на своем месте: когда-то была учителем математики, потом девять лет отработала в кемеровском интернате N 2 в качестве воспитателя и затем довольно долго занималась хозяйственными заботами загородных детских лагерей для сирот и других категорий опекаемых государством детей.
Всего у них 49 преподавателей. То есть в два раза меньше, чем самих детей! Так что подготовка детей должна быть очень хорошей. Есть среди предметников и кандидаты наук. Им интересно работать именно с этими девочками! Но сначала преподаватели держали конкурс. Потом некоторые из них еще и переподготовку прошли, осенью и зимой, на курсах повышения квалификации учителей. И понятно почему: в сентябре девочки чувствовали, что недостаточно подготовлены к учебе в гимназии. Они, например, боялись уроков русского языка. Имелись большие пробелы в знаниях. А теперь 80% из них полюбили эти уроки! Для гимназии это важно, потому что в результате исследований социологов выяснилось, что более пятидесяти процентов девочек этой школы склонны к гуманитарным наукам. И задумано-то их учителями углубленное изучение риторики, словесности, иностранных языков!
Педагоги еще и тому порадовались, что при опросе девочки сообщили: они постигли вещь совершенно новую для них – добывать знания путем самообразования! В частности, пополнять свой словарный запас новыми понятиями. И хотя библиотека в гимназии пока небольшая, девочки потянулись в городскую библиотеку, в Кемерово.
Поразительно, но и два педагога гимназии – учитель русского языка и учитель зарубежной литературы – признались, что в этой гимназии им преподавать интересней, чем одному – в частной школе, а другому – в вузе. Почему? Да потому, что в частной школе не было серьезного отношения детей к учителю и его знаниям и он с трудом мог реализовать свои способности. Что же касается студентов вуза, то, оказывается, они не столь глубоко анализируют художественные произведения, чем гимназистки из села Елыкаево, которые идут в ответах от своего личностного восприятия художественного произведения. А не отталкиваются от чужого мнения, от авторитетов.
Потому что они уже сами – личности, пережившие немало. И уже научились разговаривать между собой на страницах гимназического альманаха поэзии “Перед светом”. Валентина Викторовна пишет им: “Мне так хочется всласть полетать, походить! Мне так хочется всласть поиграть, пошалить!” А они ей отвечают: “Одиночества серая птица вдаль улетела, увидев тебя…” (Света Гагурина, 9-й “А” класс). А монголка Булганцэцэг из 9-го “М”: “Мир золотом покрыт, а маму украшает седина!” Бахарева Катя из 9-го “Г”: “Я за снежинкой тающей слежу, что опустилась на твои ресницы. Их много на твоем воротнике, но те меня совсем не привлекают. Сжимаю руку я твою в своей руке и от тебя глаза не отрываю”.
Символом своего девического, целомудренного царства выбрали они цветок – колокольчик. Потому что Настя Бубенец написала о нем сказку, которую завершила словами: “Так появились хрупкие колокольчики, спасшие девочку”.

Ирина РЕПЬЕВА
с. Елыкаево,
Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте