search
main
0

Хранительница духа старины. Подмосковье – идеальное место для отдыха и туризма

Памятники культурного и духовного наследия, природные ландшафты, экологически чистые уголки великолепной природы, леса, множество рек и озер – все это Московская область! О развитии активного вида отдыха и том, что такое туристические ресурсы, удалось разузнать на Неделе туризма, которую организовал в поселке Черкизово Пушкинского района Российский государственный университет туризма и сервиса.

За «круглым столом» университета собрались ректор РГУТиС Александр Федулин, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Гаджимет Сафаралиев, директор Департамента туристической деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежда Назина, заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области Олег Долженко. Всех собравшихся под крышей этого вуза интересовал вопрос: есть ли в регионах позитивный опыт развития познавательных путешествий? Прения и открытие специализированного музея показали – есть.

На примере Московской области это можно увидеть воочию. Здесь находятся 22 исторических города России, которые по своей культурно-исторической значимости отнесены к трем категориям: уникальный уровень ценности, выдающийся уровень, ценное историческое наследие

(4 – уникальный уровень ценности: Звенигород, Коломна, Можайск, Сергиев Посад; 5 – выдающийся уровень: Дмитров, Верея, Волоколамск, Зарайск, Серпухов).

Московская область исторически является центром Русской православной церкви, на ее территории более 450 монастырей и церквей. Культурное наследие представлено 26 центрами декоративно-прикладного искусства и более чем 100 музеями.

Среди экономических аспектов, влияющих на эволюцию туристской отрасли в области, следует выделить такие, как приближенность региона к мегаполису с высоким платежным потенциалом, наличие крупных промышленных предприятий и научных учреждений, определяющих перспективы делового туризма.

Способствуют развитию туризма в области наличие в регионе трех международных аэропортов, дорожно-транспортная сеть. Наличие современных спортивных сооружений позволяет проводить спортивные состязания международного и мирового уровня.

В Московской области работают более 200 гостиниц, более 150 санаториев и профилакториев, 98 пансионатов, около 200 домов отдыха и туристских баз.

Благоприятные природно-климатические условия, богатство и разнообразие животного, растительного мира, наличие большого количества рек и водоемов позволяют развивать такие виды туризма, как рыбалка, охота, речные круизы.

Сочетание рекреационных природных ресурсов с большим скоплением памятников истории и культуры дает уникальную возможность развитию всех видов туристско-рекреационной деятельности.

Благодаря имеющемуся потенциалу растет интерес туристов к Подмосковью.

Индустрия туризма в Московской области становится одним из приоритетных направлений развития областной экономики, и туризм может приносить немалый доход в бюджет области.

В целом имеющиеся статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области показывают динамичное развитие индустрии туризма.

Согласно его ежегодным данным объем платных услуг, оказанных населению предприятиями туристской индустрии Московской области, в 2006 году был 11,43 млрд рублей, в 2007 году – около 13,39 млрд рублей, в 2008 году – 14,11 млрд рублей. За 6 месяцев 2009 года – 6,029 млрд рублей.

Анализ развития туризма в Московской области показывает, что Подмосковье становится ведущим туристским регионом Российской Федерации и имеет большие перспективы. По объему платных услуг, оказанных населению в сфере туризма, Московская область входит в тройку сильнейших регионов Российской Федерации, впереди только Москва и Краснодарский край; по Центральному федеральному округу по данным показателям Московская область занимает 2-е место.

Подмосковье посетили российские и иностранные туристы: в 2006 году – 1954876 (из них российских – 1840701, иностранных – 114175); в 2007 году – 1946244 (из них российских – 1805187, иностранных – 141057). За 2008 год Подмосковье посетили 2977989 туристов (из них российских – 2815204, иностранных – 162785).

За 6 месяцев 2009 года Подмосковье посетили 710770 туристов (из них российских – 632340, иностранных – 78430).

Московская область имеет огромный потенциал для развития туризма и рекреации. Благоприятные природно-климатические условия, хорошая экология, подмосковный ландшафт, считающийся типично русским, множество всемирно известных туристских объектов, развитый курортно-оздоровительный комплекс (более 1000 объектов рекреации, включая санатории, пансионаты, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря) – все это привлекает туристов.

За последние годы в области построены комфортабельные туристские и спортивно-развлекательные комплексы, где созданы все условия для семейного отдыха.

Сочетание уникального рекреационно-туристского потенциала с развитой туристской инфраструктурой делает эту территорию наиболее привлекательной не только для российских, но и зарубежных туристов.

В Московской области имеются все условия для развития основных видов туризма и рекреации, и, конечно, в первую очередь культурно-познавательного туризма. Огромные резервы таятся в раскрытии и вовлечении в туристский оборот имеющегося исторического и культурного наследия Подмосковья.

Неизменным спросом пользуются отдых и лечение в Подмосковье. Быстрыми темпами развивается деловой, паломнический, спортивный туризм, включая такие активные виды отдыха, как катание на равнинных и горных лыжах, конный спорт, дайвинг, виндсерфинг, охота и рыбалка, экологический и круизный туризм.

На территории области проложены десятки экскурсионных маршрутов, знакомящих с историей, архитектурой, культурой, искусством, народным художественным творчеством, достижениями науки и техники.

Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области работает над специальным проектом, направленным на развитие современной индустрии туризма в Московской области, – «Губернское кольцо Подмосковья».

В его основе лежит комплексный подход, дающий возможность решения ряда актуальных проблем в сфере развития культурно-познавательного туризма Подмосковья.

Реализация проекта «Губернское кольцо Подмосковья» предусматривает формирование эксклюзивного туристского маршрута по ряду муниципальных образований с включением 22 исторических городов Московской области. В их числе семь основных городов – Волоколамск, Дмитров, Клин, Коломна, Можайск, Сергиев Посад, Серпухов. В каждом городе, входящем в проект, разрабатывается своя программа с использованием местных ресурсов развлечений и отдыха. Например, в Дмитровском районе туристам предлагает свои услуги горнолыжный центр, в Серпуховском – первый в области центр экстремального туризма, в Коломне – центр народных промыслов.

Практически в каждом муниципальном образовании есть своя изюминка. Но наиболее благоприятным туристским сектором считаются западная, северо-западная и северная части области. Именно здесь расположены основные месторождения лечебных грязей и минеральных вод, на базе которых действуют здравницы. Здесь же находятся значительные памятники культурного наследия России: Троице-Сергиева лавра, Новоиерусалимский скит, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий монастыри, мемориальный комплекс Бородино.

По своему замыслу проект «Губернское кольцо Подмосковья» должен представить Московскую область как хранительницу и созидательницу исконно русских традиций, народных промыслов, памятников «старины глубокой», подчеркивающих самобытность русской культуры.

Реализация регионального туристского продукта на территории Московской области позволит сформировать индустрию, охватывающую своей деятельностью большую часть региона, что позволит обеспечить туристско-рекреационными услугами не только жителей Москвы и Подмосковья, но и других регионов нашей страны, а также привлечь потоки иностранных туристов.

Событийный туризм стал одной из интереснейших форм проведения досуга. Огромной популярностью среди населения московского региона и иностранных гостей пользуются всемирно известные исторические праздники «День Бородина», «Стойкий оловянный солдатик», «Москва за нами. 1941 год».

Театральный фестиваль «Мелиховская весна» (июнь, Чеховский район), фестиваль духовной музыки «Неупиваемая чаша» (май, город Серпухов), музыкальный фестиваль «Именины П.И.Чайковского» (июль, город Клин) стали визитной карточкой Подмосковья.

Набирают силу и новые акции, основанные на традициях празднования народного календаря. С большим успехом проводятся праздники «Святки в уездном городе Р…» (январь, Рузский район), «Троица на Городке» (май-июнь, городской округ Звенигород), «Троица на Якунчиковой даче» (май-июнь, Наро-Фоминский район), «Иван Купала» (Верея).

Захватывают своим реализмом картины воссозданных древних боев и мирных поселений русичей, которые можно увидеть на культурно-этнографических фестивалях «Воиново поле» (Рузский район) и «Городецкое гульбище» (Подольский район). В рамках проведения фестивалей полностью воссоздается историческая обстановка: одежда, оружие, предметы быта участников шоу, которыми люди пользовались тысячу лет назад. Целые отряды облачаются в древнерусские одежды и демонстрируют бытовой уклад в средневековом городище. Раздаются звон кольчуг и бряцанье доспехов. Разворачиваются ряды ремесленников – гончаров, оружейников, резчиков.

Проникновение сквозь вехи времен позволяет на личном опыте узнать, как жили, что ели, пили, как веселились, в чем состязались предки. Возможность узнать о своих корнях как можно больше питает любовь и уважение к себе. Наверное, этим и руководствовались в Российском госуниверситете туризма и сервиса, создавая свой интерактивный музей. Раз туризм питает экономики многих стран, почему бы не показать, на что горазды и россияне?

А ведь традиция путешествовать пришла в Россию в эпоху правления Петра I. Он сам исколесил всю Россию, неоднократно бывал в европейских странах и своих подданных отправлял увидеть новые страны и города. Странствия манили человека издревле. Например, рекреационный туризм с лечебно-оздоровительными целями зародился еще в Древней Греции. О прекрасно оборудованных для лечения купальнях у горных источников упоминают первые историки. В Элладе возник и спортивный туризм, что было связано с Олимпийскими играми. В Древнем Риме появились первые путеводители, в которых указывался маршрут, описывались достопримечательности, отмечались границы и цены. Здесь зародился образовательный туризм.

А туристические ресурсы – это те уникальные места, которыми гордятся. То, что хочется показать другим. И то, что требует ухода и заботы, дабы выглядели они привлекательно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте