Территория земельного участка при школе деревни Ермолино Новгородского района – 8 гектаров. Помидоров, огурцов, сладких перцев нынешней весной на нем сажать не будут – одни цветы и картошку. И не ищите здесь аллегорий вроде сочетания прекрасного с полезным – все проще. Ермолино в 12 километрах от Великого Новгорода, и выезжающие на природу горожане повадились останавливать автомашины у школы; после их отъезда овощные грядки сильно редели. Так что цветы и картошка – оптимальный вариант… Сейчас, в апреле, по участку разъезжают два школьных трактора – старшеклассники вспоминают навыки вождения, скоро на пахоту…
Юноши – выпускники Ермолинской средней школы получают права трактористов категории С. Ребята учатся не только водить трактора, подаренные школе с полным набором инструментов бывшим совхозом «Ермолинский», но и ремонтировать их.
Методику профильной подготовки старшеклассников, разработанную здесь, регулярно приезжают изучать директора школ из двух десятков районов Новгородской области, из Псковской, Вологодской областей. Коллеги упросили ермолинцев напечатать методическое пособие «Организация учебного процесса в школе с фермерским уклоном», которое пользуется большим спросом.
Если продолжить обход четырех кирпичных зданий школьного комплекса (дошкольное отделение, общеобразовательная школа, школа искусств и гараж), рядом с гаражом обнаруживается еще тир. Стреляют будущие трактористы категории С отлично, имея по стрельбе юношеские и даже первые взрослые разряды – поэтому естественно, что на бравых ермолинских парней заглядываются… представители военкомата, отправляя их после школы в армию в танковые войска или водителями БТР. Впрочем, старшеклассница Марина Ткач недавно доказала, что и девушки умеют стрелять не только глазками – Марина заняла первое место на областном конкурсе по стрельбе из пневматической винтовки… Девушки старших классов охотно получили бы профильное образование швей, но, к сожалению, у школы нет промышленной швейной машины, поэтому нельзя получить лицензию. А шьют все равно хорошо, даже театр моды в школе есть. Учебный «профиль» же у старшеклассниц женственный и необычный – «хозяйка сельского дома» – я и не знала, что такой бывает… Будущих хозяек ермолинских домов учат готовить еду, выращивать овощи и цветы, экономно тратить деньги и ухаживать за домашними животными – поскольку дома в деревне преимущественно частные, уход за кроликами, курами, коровами автоматически переходит в «домашнее задание».
Встреча с мечтой
Известную поговорку, на мой взгляд, допустимо переделать так: «Скажи мне, кто твои выпускники, и я скажу, какова ты, школа». В Ермолинской учатся дети из девяти деревень, самая дальняя из которых отстоит от Ермолино на 25 км. Расписание уроков приспособлено к расписанию рейсового автобуса, поскольку своего автобуса в школе нет. Такие же условия учебы были и раньше – так что вполне вероятно, что выпускники Ермолинской школы – в том числе кандидаты математических, технических, исторических наук – когда-то ходили «в школьную науку» пешком, как Ломоносов, если их деревня была недалеко.
Есть среди выпускников люди с необычной для деревенского жителя судьбой.
Ирине Шаровой, серебряной медалистке выпуска 2000 года, нравилась в детстве российская история, а более всего эпоха Екатерины II. Ира мечтала рассказать об этом интересном историческом периоде всему миру. Сейчас Ирина после окончания исторического факультета Московского государственного университета учится в аспирантуре МГУ. Ее мечта сбылась самым неожиданным образом. Успехи в изучении Ириной эпохи Екатерины II оценила знаменитый кинорежиссер Светлана Дружинина, для будущих фильмов которой выпускница Ермолинской школы ведет сбор исторического материала.
…Сегодня в Ермолинской школе очередное заседание КИДа – клуба интернациональной дружбы. КИДовцы вместе с преподавателем немецкого языка Тамарой Штрейс заняты важным делом – отправлением очередной посылки в Германию, в школу Ольги Пауль. (См. «УГ» №11 от 20 марта 2007 года). А письма друг другу дети пишут по интернету. Директор Ермолинской школы Любовь Павлова вложила в компьютеризацию школы деньги, полученные ею по гранту фонда Сороса. Но об этом – другая история…
Баллада о конфетке
на столе
Поскольку сюда принимают всех детей округи, 41 ребенок из 141 учащегося школы относится к категории детей с ограниченными возможностями. Любовь Павлова ведет у седьмого коррекционного класса литературу. Чем отличается этот урок от обычного? Любовь Александровна использует методику применения рисования на уроках литературы. Она считает, что рисование активизирует мыслительную деятельность. Изучают сегодня стихи Николая Некрасова. Даже несложный стиль «народного поэта» нелегко понять ученикам коррекционных классов 7 и 8-го вида… К стихам Некрасова о горькой доле крестьянских детей каждый ученик нарисовал дома и принес иллюстрацию – принимаются и схематические портреты «носик-ротик-оборотик», хотя некоторые дети рисуют вполне приемлемо. Главное, глядя на рисунок, ребенок сосредотачивается и рассказывает о прочитанном.
– Главная наша цель – чтобы эти дети стали менее озлобленными к окружающему миру, – рассказывает Любовь Павлова. – Ведь они в основном из неблагополучных семей. И радостно видеть, как эти ученики после школы получают рабочие специальности, работают, даже создают семьи.
Грант фонда Сороса Любовь Александровна получила за работу «Индивидуализация обучения учащихся через систему коррекционно-развивающих занятий». Кажется, все этой деревенской школе удается «на пять»! Но оказывается…
– По результатам ЕГЭ мы в районе в числе последних, – огорошивает Любовь Павлова. – И я этому… рада!
И Любовь Александровна рассказывает мне свои впечатления тридцатилетней давности, когда она приехала после окончания Новгородского педагогического института по распределению в только что созданную Ермолинскую школу:
– Дети тогда были не столь начитанными и развитыми, как нынешние ученики. Большинство не знали,.. где находится Новгород, до которого от нас 12 километров. Но к моему приходу на учительском столе поутру «от души» кем-то была положена конфетка. Или стоял букет полевых цветов. Сейчас обучение базируется на письменных тестах. Родители работают день и ночь, добывая деньги для семьи. В результате дети стали меньше говорить с родителями и педагогом. Рассуждать. Трудиться душой. Мы проводили в Ермолино среди родителей детей до трех лет опрос, читают ли они на ночь ребенку сказку. Еще 10 лет назад родителей-«сказочников» было 50 процентов, сейчас их 5. Мы становимся нечитающей, недумающей нацией, школа ориентирована не на душевное и интеллектуальное развитие детей, а на «натаскивание» их для тестирований. И это тревожит меня. К нам в школу в 2004 году приезжала делегация финнов во главе с заместителем министра образования Финляндии. На «круглом столе» «Сельская школа вчера-сегодня-завтра» мы обсудили и мою экстравагантную идею – я сказала, что если б я была президентом или министром образования, я бы отменила все виды экзаменов и контроля в школе! Если дети станут писать больше творческих работ, эссе – они станут более грамотными, чем если вызубрят правила! И знаете, финны со мной согласились.
Ермолино – Великий Новгород
Комментарии