search
main
0

Хождение в абсолют

1977 год. 31 августа. На взлетной полосе подмосковного аэродрома серебристый Е-266М, готовый к взлету. Летчик-испытатель Герой Советского Союза Александр Федотов в высотном снаряжении жмет руки сослуживцам, садится в кабину. Затем связывается со стартом, с операторами на кинотеодолитах. И вот Е-266М выруливает на полосу, а вскоре резко отрывается от земли, устремляясь в небо.
На приборах 15.000 метров. Александр Федотов направляет истребитель на мерную базу, рекорд должен быть официально зарегистрирован. Чуть позже разгоняет самолет до высочайшей скорости, начинает штурм высоты. 20 километров. 25… 30… И вот потолок, высота взята.
После расшифровки записей приборов становится известно, что высота, которой достиг Александр Федотов, равна 37.650 метрам. Есть абсолютный мировой рекорд! Испытатель превзошел самого себя на 1.410 метров…
Так был установлен рекорд, которому, как показало время, уготована долгая жизнь. Он не перекрыт и сегодня.

СОПЕРНИЧЕСТВО в покорении высоты свой счет ведет с 1909 г., с первой международной авиационной недели, проведенной близ Парижа, в Реймсе. В ходе соревнований, а в них участвовал 21 летчик, выше всех взлетел англичанин Губерт Латам, на самолете Антуанетт он поднялся на 155 метров. В том же году Латам поднимает высоту до 453 м, отбирая рекорд у француза Шарля де Ламбера – 300 м. Созданный в Петербурге в 1908 г. Всероссийский аэроклуб уже через два года провел международную неделю, в ходе которой наш соотечественник Николай Попов устанавливает российский рекорд высоты – 600 м. В 1910-м рекорды множатся, как грибы. Их зарегистрировано 12. 8 декабря 1910 г. француз Ж.Леганье на самолете Блерио поднялся на 2.998 м. В конце 1913-го, за полгода до первой мировой войны, когда самолеты стали более совершенными, Ж.Леганье на Ньюпоре взмывает на 6.120 м.
Прежде чем продолжать рассказ о рекордах, для тех, кто незнаком с тонкостями авиационной терминологии, поясним, что потолок самолета – это предельная высота, на которую самолет может подняться. На ней он может совершать горизонтальный полет. Эта высота называется теоретическим потолком. Различают также практический потолок – высоту, на которой летательный аппарат еще обладает некоторой условно принятой вертикальной скоростью (для поршневых самолетов – 0,5 м/сек, для реактивных – 5 м/сек). Существует также понятие динамического потолка: высота, достигаемая самолетом не только за счет полной мощности или тяги двигателей, но и за счет запаса кинетической энергии, которая приобретается при разгоне самолета до набора высоты. Динамический потолок – высота существенно больше, чем теоретический потолок.
Рекорды высоты фиксируются в полете без груза и с коммерческим грузом.
После первой мировой войны, в1920 г. американец майор Р. Шредер на самолете Лепер с двигателем 400 л. с. шагнул в стратосферу, достигнув высоты 10.093 м. Француз Сади Лекуэнт – на Ньпор-Деляж-129 в октябре 1923 года “взял” 11.145 м.
Дальнейший рост потолка ограничивался трудностями, с которыми столкнулись конструкторы, пытаясь создать еще более эффективную систему высотного авиадвигателя. Намечалось ограничение высоты полета и из-за физиологических возможностей человека. Поэтому к весне 1934-го, почти за 15 лет, удалось поднять рекорд высоты только на 4 км. В апреле 1934-го итальянец майор Р.Доноти на биплане Капрони-161 устанавливает рекорд высоты в 14.433 м.
И все же штурм высоты во второй половине тридцатых шел активно. Рекорд Доноти 21 ноября 1935 г. перекрывает советский летчик-испытатель Владимир Коккинаки на усовершенствованном серийном самолете-истребителе биплане И-15 конструкции Н.Н. Поликарпова. Он поднялся на высоту 14.575 м (рекорд неофициальный).
На высоте около 15 км наступает предел выносливости человеческого организма. Эту границу летчик мог преодолеть только в специально сконструированном высотном скафандре, который был предшественником герметических кабин современных самолетов. С появлением скафандра штурм рекордов продолжается.
В августе 1936 г. французский летчик Ж.Детре покоряет 14.863 м, а уже в сентябре рекорд вновь переходит к англичанам, майор С. Свейн поднимается на 15.223 м.
В мае 1937 г. победу празднует итальянец подполковник Марио Пецци – 15.655 м. Июль 1937-го. Высотный полет (на 16.450 м) совершает летчик военно-воздушных сил Англии лейтенант Дж. Адам.
Октябрь 1938-го. Итальянец Марио Пецци на рекордном высотном самолете Капрони Са.161 бис с герметичной кабиной достигает высоты – 17.083 м. Это не только наивысшее достижение перед второй мировой войной, но и нынешний рекорд для самолетов с поршневыми двигателями.
В ГОДЫ второй мировой войны было не до рекордов. После ее окончания погоду стали диктовать самолеты с турбореактивными двигателями, у которых тяга с высотой падает значительно менее интенсивно, чем у поршневых. Все это позволило существенно повысить высоту полета. В списке рекордсменов – летчики СССР, США, один пилот Франции…
Первый послевоенный рекорд высоты (18.119 м) установлен англичанином асом второй мировой Джоном Каннингхэмом в марте 1948-го на самолете Де Хэвиллепд “Вампир-1. С 1953 по 1957 г. англичане еще трижды превышали мировой рекорд высоты на самолете Инглиш Электрик “Канберра”. Два раза это делал летчик У. Джибб: в мае 1953-го – 19.406 м и в августе 1955-го – 20.083 м. А через два года после последнего достижения Джибба рекорд установил его соотечественник М. Рандруп, достигший высоты 21.430 м. Двадцатикилометровый рубеж был пройден. В борьбу за освоение новых рубежей высоты полета включаются французы, американцы и советские авиаторы.
8 апреля 1958 г. американец капитан-лейтенант Г. Уоткинс на палубном истребителе F-11F-1F “Тайгер” фирмы “Грумман” покоряет 23.449 м. Менее чем через месяц французский летчик Р. Карпантье поднимается на высоту 24.217 м. А еще через пять дней, 7 мая американец майор Г.Джонсон бросает специальную модель многоцелевого истребителя Локхид
F-104А “Старфайтер” на высоту 27.811 м.
В 1959 г. майор Владимир Ильюшин на Т-431 (рекордный вариант истребителя Су-9) поднимает самолет на высоту 28.852 м.
Однако в том же 1959-м, в декабре, американский пилот командер Л.Флинт на многоцелевом истребителе F4H-1F фирм “Макдоннел” и “Дуглас” (впоследствии получивший наименование F-4 “Фантом” II) перекрывает результат Владимира Ильюшина и впервые достигает 30.040 м. А 14 декабря его соотечественник капитан Дж. Джордан (спецвариант Локхид F-104С “Старфайтер”) идет дальше – 31.515 м. А затем…
Затем наступает эра истребителей ОКБ имени А.И. Микояна. 28 апреля 1961-го подполковник Георгий Мосолов на Е-66А (опытный экземпляр МиГ-21) достигает 34.714 м. Этот рекорд держался 12 лет. Только 25 июля 1973 года полковник Александр Федотов на самолете Е-266 (прототип МиГ-25) поднимается выше – на 36.240 м.
Штурм высоты… Летчик устремляет свой самолет в бесконечность неба. Он бросает машину на такую высоту, где замолкают, задохнувшись от недостатка кислорода, турбореактивные двигатели. А истребитель все продолжает по инерции бесшумно рваться вверх, пилот продолжает борьбу за рекордные метры в ледовом безмолвии небесной бездны… Потолок современного истребителя, как никогда ранее, зависит не только от хорошей аэродинамики машины и качества ее двигателей, но и от воли, мужества и мастерства летчика. Александру Федотову было не занимать ни первого, ни второго, ни третьего.
37.650 м он возьмет штурмом 31 августа 1977-го.
Александр Федотов родился в 1932-м в Сталинграде в семье рабочего. С 1950-го – в Советской Армии. В 1952-м окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков и был оставлен в нем летчиком-инструктором. В 1958-м оканчивает Школу летчиков-испытателей и начинает работать в ОКБ А.И. Микояна, испытывает опытные сверхзвуковые самолеты, в том числе МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25. В 1965-м без отрыва от испытаний оканчивает Московский авиационный институт. В июле 1966-го в 33 года удостаивается звания Героя Советского Союза – за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм. Через десять лет становится мастером спорта международного класса. В 1981-м получает Ленинскую премию. К слову, науке учить самолеты летать он отдал жизнь не только в переносном, но и в прямом смысле – погиб при испытании очередного опытного образца…
В мировой авиационной табели о рангах имя генерал-майора авиации Федотова неотделимо от наивысших достижений. 18 мировых рекордов, в том числе 3 абсолютных, принадлежат ему. Он обладатель Золотой авиационной медали, 3 медалей Анри де Лаво (ФАИ).
“Федотов – особый человек. Он – исследователь крупного масштаба, явление в практике летных испытаний, – сказал о нем генеральный конструктор академик Ростислав Беляков. – Это – выдающийся летчик, воспитавший плеяду пилотов и создавший свою школу”.
А теперь о другом рекордсмене – Е-266 (абсолютный рекорд высоты установлен на модификации Е-266М – машине с улучшенными двигателями). Это рекордный вариант МиГ-25 – всепогодного истребителя-перехватчика. Самолет ОКБ имени А.И. Микояна нормальной аэродинамической схемы с двумя килями и двумя турбореактивными двигателями. С высокой скороподъемностью и скоростью горизонтального полета (почти в 3 раза превышающей скорость звука).
К его строительству фирма приступила в 1960-м, а облет был совершен в 1963-м. Впервые публично истребитель показан в 1967-м в аэропорту “Домодедово” по случаю Дня авиации. Рекордная модель истребителя вошла в историю как Е-266.
В начале семидесятых МиГ-25 модернизируется, оснащается более мощными двигателями Р-15БФ-2-300. Новая силовая установка устанавливается и на экспериментальный самолет, получивший наименование Е-266М. Он прошел летные испытания в 1977 г. и сразу же установил шесть мировых рекордов скороподъемности и высоты полета.
Всего на Е-266 (и его модификации) установлено 25 рекордов, благодаря чему он превзошел по количеству рекордных достижений американские рекордные самолеты F-104С “Старфайтер” (17 рекордов) и F4H-1, впоследствии получивший наименование F-4 “Фантом” II (14 рекордов). К слову, рекордные летные качества советского истребителя подвигли американцев к разработке в 60-х истребителя F-15, при этом они копировали Е-266.
26 ОКТЯБРЯ 1976-го. Экипаж, возглавляемый летчиком-испытателем И. Давыдовым, устанавливает в одном полете сразу 14 мировых рекордов высоты – на турбовинтовом гиганте АН-22 “Антей”. Он поднимает груз весом в 100 тонн на высоту 7.848 м с коммерческим грузом (таким образом покоряются рекорды в достижении максимальной высоты с грузом в 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 95 и 100 тонн).
Как мы уже отметили, рекорды высоты фиксируются также с коммерческим грузом. И здесь полет экипажа во главе с И. Давыдовым уникален – сразу 14 мировых рекордов. И все же были полеты, в ходе которых эти достижения померкли. 22 марта 1989 г. экипаж советского турбореактивного самолета Ан-225 “Мрия” поднялся на высоту 12.430 м с грузом весом в 155 тонн. В ходе полета было установлено 109 авиационных рекордов, в том числе несколько десятков рекордов высоты полета с грузом. Полет осуществлен экипажем (7 человек) во главе с Александром Галуненко. Он проходил по замкнутому маршруту Киев – Ленинград – Киев без посадки на расстояние 2.100 км в течение 3 часов 47 минут.
С грузом 5.000 кг рекорд высоты принадлежит американцу Ф.Фултону. На переделанном под рекордный бомбардировщике Конвэр В-58А он в сентябре 1962 г. поднялся на высоту 26.017,93 м.
Рекордами высоты с грузом 1.000 и 2.000 кг владеет россиянин Александр Федотов. 22 июля 1977 г. он на Е-266М достиг высоты 37.080 м, когда в самолете находился груз весом в 2 тонны.
АБСОЛЮТНЫЙ рекорд высоты среди женщин принадлежит Нине Прохановой. На самолете Е-33 (МиГ-21) она 22 мая 1965 г. достигает высоты 24.336 м. Выше ее из женщин на самолете никто не поднимался. Россиянка превзошла тогда достижение американки Жаклин Кокран, которая в октябре 1961-го взлетела на 17.091 м.
Такой важный показатель, как максимальная высота в горизонтальном полете – за россиянкой Светланой Савицкой. 31 августа 1977-го на истребителе Е-133 (схема МиГ-25) она промчалась на высоте 21.209,90 м.
АЛЕКСАНДРУ Федотову принадлежит абсолютный мировой рекорд высоты. И все же есть пилоты, которые поднимались выше него. Это летчики опытных самолетов с ракетной двигательной установкой. Заметим, что установленные ими рекорды не включаются в реестр ФАИ С1/3 (реактивные самолеты, взлетающие с твердой поверхности) по ряду причин.
Во-первых, стартовали они с самолета-носителя, и самолетами их можно назвать лишь условно. Скорее всего, это ракетопланы. Х-1, Х-1А, Х-2 фирмы “Белл”, D-558-II фирмы “Дуглас”, Х-15А и Х-15А-2 фирмы “Норт Американ” подвешивались под самолет-носитель Боинг В-29 “Суперфортресс”, его модификации В-50 или Боинг В-52А “Стратофортресс” (переоборудованные В-52 для испытаний трех Х-15) и стартовали в воздухе при скорости полета носителя 370-400 км/час. И во-вторых, показатели высоты, скорости, достигнутые на летательных аппаратах с ракетным двигателем, не всегда измерялись в соответствии с требованиями ФАИ, часто только на основании показаний приборов, имевшихся в кабине. Поэтому их рекорды являются абсолютными, но неофициальными.
Перечислим рекорды самолетов с ракетными двигателями. В 1949-м американский летчик-испытатель Чарл-Йигер на самолете Белл Х-1 достигает 21.383 м. 31 августа 1953-го летчик М.Карл на самолете D-558-II (фирма “Дуглас”) – 25.386 м. 28 мая 1954 г. К. Мюррей, он на самолете Белл Х-1А покоряет 28.651 м. В сентябре 1956-го капитан А. Кинхлоу на Белл Х-2 достигает высоты 38.430 м.
А затем приходит время самолета с ракетным двигателем Х-15А фирмы “Норт Американ”, которая до этого строила истребители и бомбардировщики. Создание его началось в 1955-м. Параллельно со строительством шла подготовка летчиков-испытателей. Каждый из них совершил 2.000 “полетов” на тренажере, проходил испытания на центрифуге, в условиях высоких и низких температур окружающей среды, малых давлений и в состоянии невесомости…
Первый из трех построенных опытных образцов публично показан в октябре 1958 г. Десятого марта 1959-го был совершен первый полет ракетоплана на подвеске В-52А, а 8 июня – предприняты отделение Х-15 от самолета-носителя и его последующий планирующий полет. Испытание прошло успешно: самолет Х-15 совершил полет со скоростью 400 км/час и спустя 5 минут приземлился на дне высохшего озера на территории авиабазы Эдварс в Калифорнии. Первый полет с работающим двигателем (на втором опытном образце) состоялся в сентябре. Третий образец был облетан в декабре 1961-го.
12 августа 1960-го Х-15А выстреливается на высоту 41.605 м, 31 марта 1961-го – на 50.300 м, 30 апреля 1962-го – на 77.720 м.
17 июля 1962-го. Р.М.Уайт достигает высоты 95.935 м – новый мировой рекорд. Но он продержался чуть более года. 22 августа 1963-го года Джозеф Уокер покоряет 107.960 м и становится обладателем абсолютного рекорда. Выше него из летчиков больше никто не поднимался.
Уокер – один из выдающихся американских летчиков-испытателей. Получив образование физика, он чередовал научную деятельность и летную работу. В годы Второй мировой он пилот ВВС. После окончания войны работает сотрудником Национального консультативного комитета по авиации, Льюисского научно-исследовательского центра, в НАСА. Одновременно с 1951 г. он летчик-испытатель Летно-исследовательского центра на базе ВВС Эдвардс. В 1963-м Джозеф получает титул главного летчика-испытателя НАСА. Вначале он пилотирует ракетные самолеты Белл Х-1, Дуглас D-558-II. А затем – Норт Американ Х-15, на котором в 1960-1963 гг. совершает 25 полетов, в том числе и рекордный. Уокер первым испытывает имитатор лунной кабины космического корабля “Аполлон”. В 1966-м в возрасте сорока пяти лет пилот-легенда погибает в авиакатастрофе во время тренировочного полета. Его именем назван кратер на Луне.
Для чего проводились эксперименты на ракетных самолетах Х-15? Основная цель (версия фирмы “Норт Американ”) – исследование условий полета на больших скоростях в верхних слоях земной атмосферы, прежде всего – влияния больших скоростей и высоких температур на конструкцию планера, механические свойства материалов, оценка надежности контрольно-измерительной аппаратуры, управляемости самолета, связи с контрольными пунктами, реакции человека на состояние невесомости и перегрузок при возвращении на землю. Программа исследований была завершена 20 февраля 1968 г. после 191 полета на трех опытных образцах. Все три пилота-испытателя (У. Найт, Р. Рашворт и Дж. Уокер) получили такие же награды, как и американские астронавты.
Рекордные высоты… Чего не сделаешь ради утверждения превосходства авиации своей державы над авиацией других стран. И летчики поднимались выше и выше. Более того, они чувствовали, что поднимают потенциал всей мировой авиации, ведь она всего-навсего отрасль мировой техники.

Анатолий ДОКУЧАЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте