В Общественной палате РФ сегодня прошли слушания «Творческое развитие личности в музыкальной науке, искусстве и образовании: пути взаимного содействия» с участием Комиссии по науке и инновациям, Комиссии по повышению качества образования и социализации подрастающего поколения, Комиссии по художественной культуре и охране культурно-исторического наследия ОПРФ, Российской ассоциации содействия науке.
Открыл заседание Председатель Президиума Российской ассоциации содействия науке Евгений Велихов, подчеркнув важность музыкального и эстетического образования в формировании личности молодого человека.Примечательно, что слушания длились около четырех часов и были, по словам автора учебников по музыке Юрия Алиева, «оркестром интереснейших выступлений». Так, сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии «Психологического института» РАО Алла Торопова отметила, что качество жизни напрямую связано с индексом счастья человека. По этому показателю Россия занимает одно из последних мест. На первых позициях, кроме Нидерландов и Норвегии, где подавляющее большинство жителей поют в хорах, африканские страны, что говорит не только об экономических показателях, но также и о том, получает ли подрастающее поколение полноценное музыкальное образование. Как оказалось, именно занятия музыкой и пением увеличивает такой показатель как качество жизни и связанный с ним индекс счастья. Алла Владимировна также отметила огромный здоровьесберегающий потенциал музыкального образования, заявив что «музыка –способ сохранения человеческого в человеке». Кроме того, занятия музыкой, особенно в начальной школе помогают ребенку еще в детстве испытать радость творческого вдохновения.
-В стране отсутствует государственная политика в области музыкального образования, – заявил в своем выступлении председатель Совета общероссийского фонда «Художественное образование и культура» Эдуард Абдуллин, – так, два года назад была угроза перевода музыкального образования в разряд дополнительного платного образования. В защиту музыки и других предметов эстетического цикла в «Учительской газете» было опубликовано письмо деятелей науки, искусства и культуры, – отметил Эдуард Борисович. Абдуллин также высказал возражения по поводу передачи уроков музыки учителям начальной школы, которые зачастую не обладают «ни музыкальностью, ни необходимыми методическими умениями».
Первый заместитель главного редактора Ирина Димова, поздравив председателя Президиума Российской ассоциации содействия науке с днем Науки, заметила, что после публикации Письма деятелей науки культуры и искусства в 2010 году «Учительская газета» стала площадкой по обсуждения проблем преподавания в школе предметов художественно-эстетического цикла.
-Мы получили огромное количество писем от учителей музыки, преподавателей музыкальных школ и музыкальных факультетов педвузов, которые крайне озабочены второстепенным положением этого предмета в школе. Ирина Георгиевна отметила, что «УГ» готова и дальше продолжать дискуссию по этой проблеме, дабы не допустить вымывание этой дисциплины из средней школы.
Острым и злободневным было выступление постоянного автора «УГ» учителя музыки «Ломосоновской школы» Москвы Артура Зарубы, который отметил недопустимость уменьшения количества часов по музыке.
По итогам слушаний Общественная палата РФ направляет Минобрнауки РФ следующие рекомендации:
1. Считать общее музыкальное образование важной и обязательной частью всестороннего гармонического развития личности на всем протяжении обучения и воспитания в начальной и основной школе(1-9 классы), что необходимо подчеркнуть в Законе об образовании и в ФГОС.
2. Сохранить в основной и профильной школе гуманитарной и художественно-эстетической направленности предмет «Мировая художественная культура» с активным включением в его содержание музыкального искусства и осуществлять эту работу с привлечением учителей, имеющих специальную подготовку.
3. Вернуть отметку на уроках музыки и «зачет» в итоговом документе об общем основном образовании, подтвердив этим равноправный статус предмета искусства в школах России, его воспитательное значение и особую незаменимую роль в духовно-нравственном развитии личности школьника.
4. Не допускать преподавание музыки в начальной и основной школе учителями, не имеющими соответствующей квалификации: специалист –учитель музыки: бакалавр педагогического образования с профильной музыкально-педагогической подготовкой. Ограничить сферу музыкально-педагогической деятельности учителей начальных классов проведением уроков в малокомплектной школе.
5. Создать в целях сохранения программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского и являющейся национальным достоянием России, творческий научно-методический коллектив в рамках одного из учреждений, подведомственных Минобрнауки РФ, с целью разработки и издания необходимого учебно-методического материала для учителей музыки и учебников для учащихся.
6. Не сокращать, а увеличивать количество школ с углубленным изучением музыки и активного творческого исполнительства учащихся в хорах, оркестрах, детских операх, ансамблях
7. Возродить школьные хоры как важную традиционную для России форму внеклассной музыкально-воспитательной работы с учащимися с соответствующей оплатой руководителя хора из средств, предназначенных для дополнительного образования школьников.
8. Создать Общественный совет по музыкальному образованию при Минобрнауки РФ
9. Создать Государственный российский сайт музыкально-эстетического образования для наглядной демонстрации передового музыкально-педагогического опыта
10.Ходатайствовать перед Центральным телевидением о создании регулярных музыкально-образовательных передач для детей и юношества(на телеканале «Культуры», других центральных и региональных каналах)
Продолжение темы читайте в следующих номерах «УГ».
Комментарии