Территории новых округов огромны, и поселения в них отличаются разнообразием социокультурных и экономических особенностей.
Поселение Московский отличается динамичным развитием жилищного строительства при одновременном запаздывании создания инфраструктуры, в том числе образовательной. В период с 2008 по 2009 год в эксплуатацию было введено 204 тыс. кв. м жилой площади, с 2010 по 2012 год в два раза больше – 400 тыс. кв. м. Сейчас идет строительство еще одного огромного жилого микрорайона, уже в этом году начнется ввод его в эксплуатацию. Необеспеченность жителей новых микрорайонов социальной инфраструктурой, в том числе образовательной, создает риски необеспечения конституционных прав граждан на общее и дошкольное образование, не говоря уже о дополнительном образовании. Яркий пример – наша школа, расположенная в микрорайоне Град Московский, открытие которой состоялось 1 сентября 2011 года.Школа расположена в микрорайоне, обособленном от центральной части города, в которой расположены объекты социально-культурного назначения: Центр спорта, бассейн, Дворец культуры, библиотека. При этом прямого транспортного сообщения между Градом Московским и центральной частью города нет. На данный момент школа – единственный социально-культурный объект нового микрорайона, это комплекс из двух зданий: школы проектной мощностью на 825 учащихся и детского сада проектной мощностью на 135 воспитанников.Для сравнения приведу темпы роста школ, находящихся в нашем городском поселении Московский. Если количество обучающихся в школе №2063 за три года выросло на 12,6%, в школе №2064 – на 15,8%, то контингент в нашей школе увеличился за три года на 318%. При этом здание школы заполнено на 134%.Наша школа востребована также и жителями ближайших коттеджных поселков, расположенных между Калужским шоссе и нашим поселением. Востребованность школы обусловлена следующими факторами: Результатом нашего первого выпуска и сдачи ЕГЭ. Из 20 выпускников 35% на ЕГЭ получили 220 и больше баллов по трем предметам. Участием наших обучающихся в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Если в прошлом году таких детей у нас не было, то в текущем учебном году их уже 20. Из них 3 победителя, и все по русскому языку. Динамичным ростом системы дополнительного образования. Учитывая, что получать дополнительное образование дети нашего микрорайона могут только в школе, мы учли все запросы родителей и учеников. Поэтому количество кружков, секций и клубов по интересам с каждым годом только увеличивается. Сейчас в школе работает 28 кружков и секций.Таким образом, важнейшая задача нашего комплекса – удовлетворение запросов населения на качественное образование и воспитание, создание возможностей выбора различных образовательных программ с учетом того, что наши обучающиеся – дети из разных школ, с разным уровнем учебной подготовки и воспитанности. По плану развития микрорайона изначально было предусмотрено три корпуса школы, но, к сожалению, после изменения проекта вместо одного из корпусов построили три высотных дома. Однако и оставшиеся обязательства строители выполнили частично, построив только один корпус, и по объективным причинам мы не попали в АИП.Анализируя сложившуюся ситуацию, педагогический коллектив и родители поняли, что есть несколько путей решения проблемы доступности дошкольного, основного и дополнительного образования и увеличения количества жителей Москвы, удовлетворенных качеством системы образования.Первый: создание образовательного комплекса для максимального использования возможности площадей и кадрового потенциала всех корпусов для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания. Для этого мы начали процедуру реорганизации путем присоединения к нам детского сада №1086. Учитывая то, что по состоянию на 22 января в школу записались уже 132 будущих первоклассника, общее количество обучающихся и воспитанников в нашей школе на 1 сентября 2014 года составит около двух тысяч восьмисот человек.Второй: включение в государственное задание школы выполнение работ. В 2014 году в наше государственное задание включены работы по созданию на базе школы ресурсного центра по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, любительских объединений.Третий: совершенствование кадрового потенциала через создание условий для привлечения хороших специалистов путем улучшения материально-технической базы школы и роста заработной платы учителей. Выполняя майские указы президента о повышении зарплаты педагогам до уровня средней по экономике региона, оптимально используя выделенную субсидию, экономическая служба школы обеспечила рост заработной платы учителей до 61300 рублей (по данным Мосгорстата, средняя зарплата в Москве в октябре 2013 года составляла 57375 рублей).Четвертый: внедрение эффективного учебного плана. На основании приказа ДОгМ №669 от 6 ноября 2013 года наша школа вступила в пилотный проект по внедрению эффективного учебного плана. Идею вступления в проект поддержали управляющий совет и родительский комитет школы. Сейчас на основе нормативных документов в школе создана необходимая локальная документация.В этом учебном году мы включили в эксперимент два класса из параллели 5-х классов, в следующем учебном году планируем ввести в эксперимент 10-е классы.Использование эффективного учебного плана позволит организовать учебный процесс с учебной нагрузкой не более 7 уроков в течение 4 учебных дней на уровне среднего общего образования, предоставит возможность самообразования, выполнения индивидуального проекта, посещения курсов по выбору, внеурочной деятельности в 5-й учебный день и нагрузкой не более 5 учебных дней на уровне основного общего образования.Для максимальной реализации возможностей эффективного учебного плана обучающиеся смогут в пятый день, а также по субботам, посещать не только школьные кружки и секции, но и выставки, музеи, высшие и средние специальные учебные заведения в рамках реализации программ «Университетские субботы» и «Профессиональная среда». Этому поможет целевая субсидия на обеспечение транспортных перевозок школьников, что очень необходимо школам ТиНАО из-за отдаленности от центра города.Наш молодой коллектив главной целью своей работы ставит повышение качества образования, создавая условия для учебной и социальной успешности, максимально развивая способности каждого обучающегося. Но вместе с тем без поддержки Правительства Москвы и Департамента образования нам невозможно кардинально решить проблему доступности образования и удовлетворения запросов населения на различные образовательные услуги. Такому большому микрорайону, как Град Московский, просто необходима вторая школа, тем более что это предполагал проект застройки. При полной заселенности микрорайона количество жителей достигнет 30 тысяч. В соответствии с нормами и правилами застройки Москвы на 1000 жителей должно быть не менее 145 мест в школе. Значит, в нашем микрорайоне должно быть более четырех тысяч учебных мест, наша школа, работая в две смены, может принять не более тысячи восьмисот человек.Наталья ФАЙДЮК, директор школы №2065 поселение Московский
Комментарии