Не так важно быть «нормальным», как научиться принимать нас такими, какие мы есть: мы хотим жить и любить в полную меру…
Дэвид Вернер
Инклюзивное дошкольное образование основывается на совместном пребывании в детском саду здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый ребенок независимо от физического и интеллектуального развития является полноправным участником образовательного процесса. Все педагоги должны быть готовы к тому, что к ним в группу могут и будут приходить дети с совершенно разными образовательными потребностями. Умение работать с различными категориями детей является одним из пунктов профессионального стандарта педагога.
В настоящее время наш детский сад посещают дети с различными отклонениями в развитии: нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями, дети с синдромом Дауна. Особым детям предоставлена возможность в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, взаимодействовать в микрогруппах и заботиться друг о друге как членах сообщества.
Они являются полноправными участниками образовательного процесса, но при этом им требуется коррекционная работа в различных направлениях.
Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, мы выявляем, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данного направления он владеет, какие проблемы у него имеются. Для этого воспитатели и специалисты наблюдают за ребенком и отмечают особенности игровой деятельности, уровень развития крупной и мелкой моторики, уровень мышления и сформированность навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности. В соответствии с полученными данными и с учетом рекомендаций ПМПК разрабатывается адаптированная образовательная программа.
Адаптированная основная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью определенной категории.
Адаптация образовательной программы для ребенка с ОВЗ возможна только при взаимодействии воспитателя с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателем по физической культуре и музыкальным работником. В основу адаптации положена образовательная программа, реализуемая в детском саду. Напомним, что в соответствии с ФОП дошкольного образования, так же как и для всех детей, для ребенка с ОВЗ она направлена на развитие образовательных областей. Обратим внимание на то, что не всегда требуется адаптация содержания всех образовательных областей. Например, для некоторых детей с общим недоразвитием речи может потребоваться адаптация предлагаемого в играх речевого материала, а все остальные направления они будут осваивать наравне со всеми детьми.
При этом программа должна обеспечивать позитивную социализацию ребенка, основанную на сотрудничестве с детьми и взрослыми, поддержку детской инициативы и раскрытие творческих способностей в различных видах деятельности.
Программа изменяется с учетом особенностей ребенка, его возраста, режима посещения детского сада, индивидуальных образовательных результатов.
Рассмотрим пример адаптации программного содержания для включения в образовательную деятельность ребенка с интеллектуальными нарушениями. Воспитатель выбирает необходимые разделы программы для детей с интеллектуальными нарушениями и с помощью специалистов (учителя-дефектолога и учителя-логопеда) адаптирует их с учетом объема материала и темпа его усвоения ребенком. На основе адаптированного содержания составляется календарно-тематическое планирование. Оно сделано на определенный срок и оформлено в виде таблицы.
Приведем примеры включения особого ребенка в дидактические игры по темам. Например, тема «Осень. Приметы». Игровая ситуация «Назови и покажи». Для игры необходимы карточки с символическими изображениями. Показ каждого изображения сопровождается определенным движением детей. У детей пятилетнего возраста данное задание не вызовет затруднений. Поэтому им надо не просто показать движение, но и назвать признак осени, как вариант: «Осенью часто идет дождь, осенью дует холодный ветер».
А для ребенка с ОВЗ на начальном этапе будет достаточно того, что он узнает изображение на картинке, назовет его и покажет нужное движение.
Грамотное планирование индивидуальной работы позволяет нам охватить все сферы развития детей и не допустить пробелов, что впоследствии обеспечит эффективное усвоение материала.
Не секрет, что залогом успеха работы воспитателя является индивидуальная работа с детьми, особенно с детьми с ОВЗ. Работа ведется по каждому разделу программы в разных формах и зависит от потребностей того или иного ребенка. Организовать ее можно в режиме дня. Например, во время приема детей, когда еще не все пришли, после тихого часа или вечером. Подойдет и время, когда дети будут заняты свободной деятельностью, то есть играть в группе. В этот период педагог предлагает ребенку поиграть с ним, порисовать, посмотреть книжку. В ходе такой деятельности и решаются поставленные задачи. То есть ребенок получает удовольствие от процесса, одновременно закрепляя и усваивая материал в игре или другом предложенном ему виде деятельности.
Неотъемлемой частью работы воспитателя является индивидуальная работа на занятиях по физическому и музыкальному развитию, где педагог или сверстник вместе ребенком выполняют задание. Таким образом, правильно организованная и спланированная работа приносит положительный результат.
Одной из главных задач по развитию ребенка с ОВЗ является его социализация. Развитие социальных навыков осуществляется в процессе группового и индивидуального обучения посредством использования игровых методик, социально ориентированных игровых заданий: сказкотерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия, которые позволяют концентрировать внимание ребенка, преодолевать сложности и препятствия, возникающие у него в процессе освоения окружающего мира.
В течение дня наши дети взаимодействуют друг с другом не только на занятиях, но и на прогулке, во время приема пищи, то есть происходит интеграция во всех направлениях. Залогом успеха инклюзии может служить тот факт, что у дошкольников с нормальным развитием в силу их возраста еще не выработалось распространенное в нашем обществе пренебрежительное или настороженное отношение к ребенку-инвалиду. Следует признать, что и естественного интереса, и желания близко контактировать с необычным сверстником также нет. Такой ребенок может восприниматься как скучный, грустный, злой, осторожный, младший и глупый. Поэтому потребность в общении с ним надо стимулировать. Для этого недостаточно беседы нравственного порядка. Необходимо постоянно включать особых детей в совместную деятельность со сверстниками.
В своей работе мы постоянно стимулируем у нормально развивающихся детей потребность общаться и помогать своим особым сверстникам: дети подают игрушки, посуду, помогают одеться. Важно обязательно добиться от помогающего ребенка положительного отклика, желания вновь помогать и играть, дружить, а не просто жалеть особого ребенка и уж ни в коем случае не раздражаться на него.
Если вначале мы отмечали некоторое нежелание детей играть со своими особыми сверстниками, их безразличие, то по прошествии времени они чаще становятся инициаторами игры с особыми детьми, при этом характер их эмоций обычно положительный. Что касается нормально развивающихся детей, то общение с особыми сверстниками учит их по-новому взглянуть на себя и окружающих, терпению, помощи, воспитывает в них нравственные качества.
По нашим наблюдениям, игра здорового и особого ребенка не изменяет роли, поведения или действий здорового ребенка, он ведет себя точно так же, как и сверстники.
Дети живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто может все, что положено по возрасту, и теми, кто не все может. На равных участвуют в общественной жизни группы, праздниках, досугах, спортивных мероприятиях, конкурсах. Это и есть результат интеграции особого ребенка в общество здоровых детей!
Бесспорно, самым важным в жизни ребенка является его семья. Именно в ней ребенок получает первые навыки, знания, переживания. Одна из задач ФОП дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Только при сотрудничестве педагогов и семьи возможна эффективная психолого-педагогическая помощь ребенку. Родителям могут потребоваться различная информация по поводу образования и воспитания их ребенка, специальные педагогические навыки взаимодействия с детьми и управления их поведением.
Взаимодействие с родителями дает ряд преимуществ и педагогам. Родители могут рассказать, что мотивирует их ребенка, помогут понять некоторые аспекты его поведения, их ожидания от посещения ребенком детского сада. Таким образом, вовлечение родителей в сотрудничество позволяет повысить их понимание образовательного процесса, обеспечить преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи.
В наше время все чаще наблюдаются проблемы со здоровьем детей, особых детей, к сожалению, становится больше. Но наше общество, к радости, становится все более гуманным и проявляющим заботу о детях с ОВЗ и детях-инвалидах, потому что особые дети – это в первую очередь просто дети, они также имеют право на получение доступного и качественного образования!
Ольга ГАВРИНА, Ирина СЕМЫКИНА, воспитатели школы №1015
Комментарии