Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Хочу. Могу. Надо. Сочетаются ли эти понятия

Учительская газета, №7 от 22 февраля 2005. Читать номер
Автор:

Если в 2002 году безработными были признаны 2200 омичей со «свеженькими» дипломами вузов, техникумов, колледжей, то в прошлом – уже 2500. Дисбаланс рынка труда и образовательных услуг перестал быть тайным.

Анализирует потребность региона в специалистах Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Омской области. Ежемесячно, ежеквартально и ежегодно составляет прогноз на будущее – на это работает целый отдел. Прогноз, правда, чаще всего пригождается для … переобучения. В прошлом году, к примеру, более семи тысяч омичей с помощью департамента получили 160 профессий и специальностей. Причем, если 43 процента впервые учились по-настоящему, до того не имея не только среднего, но иногда и начального образования, то остальным пришлось признать, что в свое время они совершили ошибку. Именно благодаря строгому учету и контролю более 80 процентов выпускников службы занятости сумели устроиться по полученной специальности или по близкой. Если учесть, что многие создали частные предприятия, ушли в армию, уже что-то умея, то это очень высокий показатель. В странах Европы достаточным считается 55 процентов. Дело в том, что, кроме прогноза, который всегда условен, департамент, прежде чем учить безработных, собирает заявки от работодателей.

Контролировать создание новых специальностей в учебных заведениях стало возможным только в последнее время – на то, чтобы вуз или техникум ходатайствовал перед Минобрнауки России о «новшестве», требуется согласие федеральной службы занятости. Как объяснил Виктор Харин, заместитель руководителя департамента и начальник отдела профессионального обучения, профориентации, организационного и информационного обеспечения политики занятости, от идеи до ее воплощения в жизнь учебное заведение должно проделать большую работу. Департамент не даст согласия, пока учебное заведение не подкрепит свою просьбу реальными заявками от работодателей. Без новых специальностей не обойтись – этого требует время. К примеру, Омский государственный педагогический университет, по мнению Харина, четко следует требованиям рынка, при этом не открывая новых профилей. На художественно-графическом факультете создали специальность «дизайн», на математическом, кроме информатики, возникла «охрана информационных технологий». Специалисты-многостаночники нужны как никогда.

Но согласие департамента требуется лишь при создании бюджетных мест. Коммерческие отделения и факультеты – в воле учебных заведений. И абитуриентов, разумеется, которые, несмотря ни на что, продолжают их выбирать. Никакой ответственности за своих выпускников и их трудоустройство учебные заведения не несут. А за их «грехи» и выгоду вынуждено расплачиваться государство, выплачивая пособия «ненужным» специалистам. Для переобучения у Департамента службы занятости существуют 2 собственных учебных центра – «Горизонт» и «Ориентир». 62 учебных заведения участвуют в конкурсе на право учить взрослых – по методикам службы. Еще в 1991 году служба занятости Омской области завязала дружбу с представителями одной из германских образовательных программ, поняв, что посадить за парты одного класса очень разных людей от 16 до 60 совсем непросто. Немецкую технологию адаптировали под сибирские условия. Первыми в России ввели социально-психологическое сопровождение, которое сейчас взяли на вооружение по всей стране. Учат работать не только руками. При большой потребности в сельских педагогах среди них, как ни странно, растет и безработица. Детей в деревенских школах все меньше, нагрузки по предметам не хватает. При этом не каждый уважающий себя учитель географии рискнет вести иностранный язык. Вместе с педагогическим университетом служба занятости готовит из учителей, оставшихся без работы, «штучный товар» – 30-40 школьных психологов в год.

Выпускники вузов, как правило, кроме ручки не умеют держать в руках ничего. Их не учат одной из главных сегодня наук – поиску работы. В службе занятости Омской области разработали специальную адаптационную программу «Диплом есть. Что дальше?», где ребятам помогают выстроить собственную стратегию профессионального планирования. Они учатся современным технологиям поиска работы, составляют резюме, участвуют в ролевых играх – «Собеседование с работодателем», «Телефонные поисковые переговоры». Практика показала, что 70 процентов участников находят свое место в жизни. С нового года для выпускников СПО и НПО действует программа «Новая работа». Она должна стимулировать работодателей к приему на работу ребят без опыта. От работодателя требуется дать новенькому этот самый опыт и… мизерную зарплату, а большую часть заплатит департамент.

Впрочем, это уже работа над ошибками, причем чужими. Профилактика заключается в профориентационной работе. По мнению Виктора Харина, нужна государственная пропаганда. В Департаменте федеральной службы занятости Омской области при поддержке городского управления разрабатывается собственный профориентационный проект «Олимп» – дабы уже с начальной школы дети знали, как претворить мечту в реальность. Или, как говорит Виктор Михайлович – кстати, бывший учитель истории, – чтобы ребята умели соотносить три понятия: хочу, могу и надо.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту