Химия – удивительная наука. Кто в детстве ее не любил! Бросил в воду кусок карбида, капнул уксуса в ложку соды – простейшая реакция, а чувствуешь себя просто волшебником. Но по мере изучения химии в школе нередко случалось так, что аромат волшебства быстро выветривался, урок превращался в изучение «сухой» теории, а от науки оставалось ощущение нераскрытой тайны. Раскрыть ее, рассказать о химии просто и увлекательно было одной из основных задач создателей новой линии учебников, которая выходит в издательстве «Дрофа».
В новых учебниках можно найти описание и объяснение множества «химических чудес», с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни. Почему осенью листья деревьев меняют окраску, какой солью посыпают дороги зимой, наконец, что такое нанотехнологии, о которых все слышали, но никто не видел? Современная химия – это не только наука о красивых явлениях и превращениях, без химии наша сегодняшняя жизнь совершенно немыслима. Мы каждый день пользуемся полиэтиленовыми пакетами, моющими гелями, стиральными порошками, тефлоновыми сковородками и не задумываемся над тем, что всем этим обязаны труду химиков. Наше отношение к этой науке все больше и больше становится потребительским. Отчасти и поэтому тоже появились эти учебники.
Новый учебно-методический комплект по химии для 10-11 классов, включающий в себя учебники базового и профильного уровней, создан коллективом преподавателей химического факультета МГУ – В.В.Ереминым, А.А.Дроздовым, Н.Е.Кузьменко, В.В.Луниным, В.И.Терениным. Что же побудило ученых заняться написанием учебника для школьников? Вот как ответил мне на этот вопрос декан химического факультета, академик Валерий Васильевич Лунин: «Сегодня написано немало школьных учебников химии. Но их общим недостатком является то, что они не отражают уровень современной науки, не решают вопросы практического использования полученных знаний. Получается, что в школе дети учат одно, а в жизни сталкиваются с совершенно другими вещами. Очень важно, чтобы учебник давал школьникам современное видение предмета, объяснял новые достижения химии, показывал, какие проблемы стоят сегодня перед учеными; чтобы школьник не просто заучивал формулы, а учился мыслить, чтобы он примерял свои знания к окружающей его жизни. Тогда у него возникнет интерес к предмету. Раньше эту задачу выполняли научно-популярные издания, но сегодня учебник в сельских школах, да и в городских, является иной раз единственным источником научной информации».
Мы привыкли к тому, что быстро устаревают учебники истории: было время, когда точки зрения на разные исторические события менялись чуть ли не ежегодно. Существенно изменилась и программа по литературе – потребовались новые учебники. В то же время программы по естественным наукам изменились незначительно, зато значительные перемены претерпели сами науки. Из беседы с академиком В.В. Луниным стало понятно, что сегодняшняя медицина, космические исследования, строительная и бытовая индустрия немыслимы без новых химических технологий. Одна из важных проблем – сохранение окружающей среды – это тоже во многом проблема химии, решать которую предстоит, возможно, сегодняшним школьникам. Поэтому очень важно, чтобы у молодого поколения был интерес к химии как к науке. Поддерживать этот интерес в том информационном пространстве, в котором существует нынешняя молодежь, крайне сложно. «Почему-то в Корее работают три образовательных канала, а у нас и одного не могут открыть! – Валерий Васильевич не скрывает своего возмущения ситуацией, сложившейся в российских СМИ. – Конечно, хорошо, что в школах появился интернет. Но как ученики будут его использовать – это еще большой вопрос». И все же декан химического факультета уверен в том, что в России есть собственные Платоны и Невтоны. В этом его убеждают и стабильный конкурс на вступительных экзаменах (кстати, среди студентов факультета более 60% иногородних), и ежегодно проводимые химические олимпиады.
Благодаря усилиям профессорско-преподавательского состава химического факультета МГУ после распада СССР удалось сохранить традиции бывшей Всесоюзной олимпиады. Теперь она называется международная Менделеевская олимпиада. Проводится она в бывших союзных республиках, но последние несколько лет в ней принимают участие не только команды из стран СНГ, но и Болгария, Македония, Румыния. Победители и призеры этой олимпиады, несмотря на иностранное гражданство, получают право бесплатного обучения на химическом факультете МГУ. Также без вступительных экзаменов на факультет принимают победителей не только международных, но и региональных олимпиад – это и залог высокого качества образования, и условие доступности лучшего образования для талантливых детей. По итогам олимпиад издаются сборники заданий, которые помогают учителям готовить детей к таким конкурсам. Как говорит Валерий Васильевич, учителя – это отдельный «секрет химии». Многие из них в последнее время работали в условиях, когда не было ни оборудования, ни реактивов, приходилось многое объяснять «на пальцах». Но и в таких условиях подлинным энтузиастам своего дела удавалось увлечь детей наукой, о чем свидетельствуют результаты олимпиад, в которых принимают участие школьники из Сибири, Урала, а не только старшеклассники столицы. Теперь благодаря новым учебникам, надеемся, число любителей химии будет увеличиваться.
Новая линия учебников химии для 10-11 классов рассчитана на то, что в 8 и 9 классах школьники уже получили знания по неорганической и органической химии, согласно федеральной программе. Поэтому базовый курс 10 класса включает в себя повторение основных сведений по общей и неорганической химии, изучение основных понятий органической химии и класса углеводородов. А уже в 11 классе школьники знакомятся с биологически активными веществами (ферментами, нуклеиновыми кислотами и т.д.), акцентируя внимание на практическом применении полученных знаний. Авторы учебника постоянно подчеркивают, что мир химии не оторван от жизни, а наоборот – мы «окружены» химией. С точки зрения химии рассматриваются и кровь, и сок растений, а не только обычные соли и кислоты.
Одно из важных достоинств новых учебников базового уровня – простой язык изложения материала. Понимая, что для его читателей химия не входит в сферу «профессиональных интересов», авторы постарались для объяснения многих химических превращений подобрать сравнения, близкие и понятные любому старшекласснику. Например, объясняя принцип смещения равновесия, носящий имя французского ученого Ле Шателье, они подчеркивают, что этот принцип применим не только в химии, но и в физике, биологии, социологии, политике, человеческих отношениях – в любых областях, где существуют устойчивые равновесия. Например, в каждой семье существует «равновесие» между родителями и детьми. Положение этого равновесия зависит в первую очередь от родителей. Чем они строже, тем сильнее дети «зажаты», но тем лучше они себя ведут. Наоборот, чем больше родители позволяют детям, тем более дети раскованны, но при этом часто избалованны. Положение этого равновесия каждый родитель определяет сам методом проб и ошибок.
При объяснении химических явлений авторы обязательно подчеркивают область их практического применения. Оказывается, знакомые вещества имеют «научные» названия: зубная паста – суспензия, а туман и дым с точки зрения химии – это аэрозоли. Изучая мир полимеров, школьники узнают, что, например, линолеум делают из поливинилхлорида, а сердечные клапаны и кровеносные сосуды – из… тефлона. В том случае, если полимер невозможно определить по внешнему виду, нужно обратить внимание на его маркировку: «PE – полиэтилен, PP – полипропилен, PS – полистирол» и т.д. Как и из чего делают, например, уксус (оказывается, из угля); какое топливо экологически безопаснее – природный газ или каменный уголь (газ), какие химические соединения используют для получения запахов определенных продуктов – на эти и многие другие вопросы даны ответы в учебнике. При этом учебник остается учебником: в нем есть и задачи, и практические работы. После каждой темы авторы предлагают учащимся выполнить ряд заданий, ответить на вопросы качественного характера, т.е. такие, которые помогают осмыслить тему, понять суть явлений, в ней рассматриваемых. После вопросов авторы делают краткое обобщение пройденного материала, которое поможет учащимся систематизировать полученные знания. Нужно иметь в виду, что по программе на изучение химии в непрофильных классах отводится всего 1 час в неделю, поэтому каждый параграф учебника очень насыщен информацией, и краткие обобщения в конце темы как раз помогают учащимся вычленить и запомнить самое основное.
Нельзя не обратить внимания на удачные иллюстрации в учебниках. Здесь есть и схемы, и красивые химические структуры, и фотографии. Причем наглядный материал подобран так, чтобы у школьника по мере чтения учебника создавалось визуальное представление о прочитанном материале. В учебниках даны фотографии многих металлов и минералов, показаны реакции, которые не всегда есть возможность провести в школьной лаборатории, есть портреты и краткие биографические сведения о выдающихся ученых-химиках. Последнее как раз имеет большое значение для школьников-гуманитариев: биография ученого может стать основой для индивидуальных проектов учащихся. С этой же целью в конце учебников приводится и небольшой список дополнительной популярной литературы, которую можно использовать для подготовки докладов, рефератов и просто для расширения кругозора.
Химия как наука неразрывно связана с физикой и биологией: не зная и не понимая сути физических и биологических процессов, трудно понять и реакции, которые происходят в веществах. Зная это, авторы старались в учебниках прослеживать межпредметные связи, поэтому, внимательно читая их, можно не только изучать химию, но и проверять свои знания по физике и биологии. Не случайно, физика, биология и химия – предметы, которые сдают на вступительных экзаменах в университет. По словам декана факультета В.В.Лунина, «знание именно этих наук обеспечивает студенту возможность успешной учебы». «Было время, – говорит Валерий Васильевич, – когда, опасаясь недобора студентов, отменили экзамен по физике. Но это сразу же отразилось на том, что у студентов возникли трудности с университетской программой. Когда меня назначали деканом, я первым делом вернул экзамен по физике». Возможно, быть химиком сегодня не так модно, как юристом или экономистом, но, как утверждают на химическом факультете, выпускники химфака сегодня востребованы и в России, и за рубежом. Достижения молодых ученых тоже нашли отражение в учебниках. Это делает книгу современной и близкой по восприятию сегодняшним школьникам.
От издательства
Обратите внимание! К учебнику «Химия. 10 кл. Базовый уровень» уже вышло методическое пособие, куда включены программа, тематическое планирование ( на 1/2 ч.) и методические рекомендации к урокам.
Комментарии