На сайте ФИПИ появился проект демоверсии ОГЭ по русскому языку на 2024 год. Как известно, формат экзамена по русскому языку в 9‑м классе долгое время оставался неизменным. Но в связи с принятием новых ФГОС основного общего образования возникла потребность обновления. Так что же ждет наших девятиклассников на экзамене по русскому языку в 2024 году? Существуют ли риски для ребят быть неуспешными? Какие пособия помогут выпускникам более эффективно подготовиться к экзаменационному испытанию? У меня как учителя-практика есть ответы на эти вопросы.
Первое, что бросается в глаза, – увеличение количества заданий с 9 до 13. Не вижу в этом ничего плохого. Не секрет, что бо́льшая часть выпускников прошлых лет очень быстро справлялись со всеми заданиями, лишь единицы досиживали до конца отведенного на экзамен времени. За счет каких заданий произошло указанное увеличение? За счет заданий второй части.
Но увеличением количества заданий дело не ограничилось. Во-первых, автоматически поменялась нумерация заданий. Во-вторых, одно из традиционных заданий (на синонимическую замену словосочетания) поменяло свою позицию, переместившись непосредственно перед макротекстом. Таким образом, можно говорить о новой последовательности заданий второй части. Перед нами довольно любопытная структура, в которой прослеживается четкая лингвистическая логика (см. табл. 1).
Нетрудно заметить, что благодаря новым заданиям произошла дифференциация тем. Следовательно, задания до макротекста стали образовывать своеобразные пары. Устройство первых трех пар таково, что первое задание в паре является как бы подготовкой к выполнению второго задания в паре. Согласитесь, что работа с грамматическими основами (задание 2) имеет принципиальное значение для понимания структуры предложения (задание 3); знание пунктуационных правил (задание 4) помогает расставлять знаки препинания (задание 5); знание орфографических правил (задание 6) способствует верному написанию слов (задание 7).
Все новые задания действительно ранее не использовались в экзаменационных моделях. Но для меня скорее значимо другое. Задания высоко оценены в профессиональном сообществе педагогов как весьма интересные и по содержанию, и по форме. В них чувствуется как предметная, так и метапредметная составляющие. Чего стоит только табличное задание 4 на установление соответствия! Возможный алгоритм его выполнения следующий (см. табл. 2).
Сегодня полки книжных магазинов пестрят пособиями по подготовке к ОГЭ. Среди них много достойных книг. Вот одна из таких новинок: И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Р.А.Дощинский, Т.Н.Малышева, Е.В.Швецова, под редакцией Р.А.Дощинского «ОГЭ 2024. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий». Я выступала рецензентом этого пособия и получила огромное удовольствие от знакомства с новыми заданиями и подобранными текстами.
Давайте обо всем по порядку. Количество вариантов в книге оптимальное, ровно такое, которое поможет выпускникам качественно проработать каждое задание.
Дидактический материал для построения заданий максимально разнообразный. Так, в задании 2 обыгрываются следующие ситуации, связанные с грамматической основой предложения: различение главных и второстепенных членов предложения; разные способы выражения подлежащего и сказуемого; наличие в предложении только одного из главных членов; однородные подлежащие и/или сказуемые. То же самое касается задания 3 на синтаксический анализ: каждое утверждение соответствует определенному элементу (количество грамматических основ, виды простых предложений, виды осложнения, виды сложных предложений). Не менее показательно новое задание 7 на орфографический анализ небольшого текста, для успешного выполнения которого недостаточно знания только орфографической теории. Оно проверяет орфографическую зоркость экзаменуемых, умение применять знание правил в конкретной речевой ситуации. Выполняя задание 6 (орфографический анализ слова), девятиклассники должны обнаружить искажение орфографического правила (например, в глаголах I спряжения пишутся окончания «-ат», «-ят»), фонетико-графическую нестыковку (например, звонкий согласный в слове называется в утверждении глухим), морфологический подвох (например, причастие называется прилагательным), морфемную ловушку (например, гласная после шипящего находится не в суффиксе, а в окончании).
А новое задание 4 в пособии представлено как на основе предложений исходного микротекста, так и на основе специально подобранных предложений, не образующих текстового единства. Для построения задания 4 использованы формулировки, принятые в учебниках, входящих в Федеральный перечень:
«Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Вводная конструкция выделяется запятыми.
Между частями сложноподчиненного предложения ставится запятая».
В пособии отсутствует какое-либо «задвоение» заданий, то есть линии заданий в параллельных вариантах высвечивают разные грани одного и того же языкового явления, показывают, как по-разному могут выглядеть дистракторы (неправильные ответы).
Например, если говорить о новом задании 8 (морфологические нормы современного русского литературного языка), то в пособии представлены для восстановления правильной словоформы разные части речи:
«Ольга купила в магазине пару красивых (сапоги).
Астраханские арбузы (сладкий), чем подмосковные.
(Три) ученицам предложили подготовить совместный проект».
Я считаю, что появление такого задания очень актуально для современной школы, потому что направлено на формирование грамотной речи учащихся, предупреждение грамматических ошибок, а также осторожно начинает готовить девятиклассников к ЕГЭ.
Вовсе не о натаскивании, а о полноценном учебном процессе идет речь при работе с материалами пособия по синтаксической синонимии (задание 9). Все примеры, с одной стороны, типовые, а с другой – всякий раз требуют тех или иных интеллектуальных и языковых усилий:
«Замените словосочетание «утренние часы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «берег с обрывом», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Замените словосочетание «прогулка пешком», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование».
Авторы пособия качественно обновили тексты для сжатого изложения. В частности, в соответствии с тенденцией открытого банка заданий ОГЭ по русскому языку (см. сайт ФИПИ) увеличен объем текстов, более того, они стали разнообразнее по жанру и композиционным особенностям.
Все подобранные макротексты в пособии также новые, разноплановые как с идейно-тематической, так и с языковой точки зрения. Классики перемежаются с современными авторами; есть «взрослые» тексты, но в основном использованы тексты из детско-юношеской литературы.
Как мне кажется, наметившиеся перемены в ОГЭ по русскому языку только к лучшему. Они открывают новые возможности и позволяют в большей степени служить инструментом оценивания знаний и умений по предмету. А новое, готовящееся к выходу пособие издательства «Экзамен» совершенно точно рекомендую приобрести в качестве надежного ориентира в подготовке к предстоящему экзамену.
Наталья БЕХТИНА, учитель русского языка и литературы инженерной школы №1581, Москва
Комментарии