Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Дистант: аналитика

Группа риска

Учительская газета, №29 от 21 июля 2020. Читать номер
Автор:

Пандемия и дети с ОВЗ

Итоги Всероссийского опроса на тему «Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью?» показали, что организация дистанционного обучения для детей с особыми образовательными потребностями пока еще находится на низком уровне. Опрос был проведен Российской общественной организацией инвалидов «Перспектива» при поддержке Национальной коалиции «За образование для всех!» совместно с Inclusive Education Initiative и с участием социологов Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. В опросе приняли участие родители, педагоги и представители НКО из 100 городов, деревень и поселков со всей России.

Никита БОЛЬШАКОВ

Проблема дистанционного обучения особенно остро стоит для детей с инвалидностью, поскольку многие из них учатся на дому круглый год. В некоторых школах педагоги смогли быстро адаптироваться под новые условия. Но большинство опрошенных убеждены: школа не справляется с дистанционным форматом, а обучение детей полностью переложили на плечи родителей. Помимо ухудшения успеваемости карантин усугубил и проблему изоляции детей с инвалидностью от сверстников, что негативно сказывается не только на их социализации, но и может привести к откату в развитии.

Для таких семей на первый план выходят не столько проблемы отсутствия подходящего компьютера (28%) или стабильного доступа в Интернет (17%), сколько отсутствие возможности полноценно обучать ребенка дома (55%), а также отсутствие полноценного доступа к реабилитации и дополнительному образованию (57%), к необходимым техническим устройствам и образовательным технологиям. Как показал опрос, у большинства родителей нет ни нужных книг, ни знаний о том, как использовать онлайн-технологии.
Катастрофически не хватает учебников и художественной литературы на шрифте Брайля, речевых коммуникаторов, видеоматериалов с субтитрами, экранных считывающих устройств. Родители не обладают педагогическими знаниями, поэтому нуждаются в помощи тьюторов и ассистентов, а также в финансовой и психологической поддержке, ведь карантин – огромный стресс для всей семьи.

Проработать универсальный сценарий перехода на дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями невозможно, так как у всех разные формы инвалидности, запросы и потребности. Это приводит к тому, что родители, педагоги и дети очень ждут открытия школ. В то же время многие опасаются трудностей, которые неизбежно возникнут в новом учебном году, – это и забывание пройденного материала, и низкая концентрация внимания, и потеря навыков работы в классе, стресс, снижение иммунитета за период самоизоляции, и, конечно, нехватка педагогов. Чтобы избежать этих проблем, родители и педагоги предлагают перенести на начало следующего учебного года темы, которые были изучены самостоятельно в апреле и мае. Также придется уделить время повторению материала и вводить нагрузку постепенно. Не обойтись без административного ресурса – нужно значительно увеличить количество педагогов, психологов, тьюторов и помощников.

Никита БОЛЬШАКОВ, научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt