search
main
0

Грозный хан и его луарак. 6-й класс. Тема «Монголо-татары»

Данный урок разработан по предмету «История Отечества» для учащихся 6-го класса с ограниченными возможностями здоровья (возраст – 12-13 лет). Урок знакомит ребят с событиями периода установления монгольского ига на Руси, раскрывает принципы управления Русью того времени, знакомит с жизнью, традициями монголо-татар. На уроке учитель отрабатывает навыки самостоятельной работы учащихся с картой, продолжает формировать у школьников умения анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы.

Цель: дать сведения о жизни, быте  монголо-татар.Задачи:образовательные: дать характеристику жизни монголо-татар, подчеркнуть организацию, вооружение и тактику монголо-татарского войска, объяснить причину завоевательной политики монголо-татар;коррекционно-развивающие:- развивать умения составлять описания условий жизни, вооружения монголо-татар, – учить элементарно анализировать исторический материал, делать выводы,- развивать умения проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников,- способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала;воспитательные: воспитывать интерес к истории своего Отечества.Основные знания: монголо-татары – кочевой народ.Основные термины и понятия: пастбища, орда, караул. Оборудование и материалы: карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», реквизит (щит, меч, лук, стрелы), таблица и ММП «Монголо-татары и русские».Тип урока: сообщение новой темы.Использованные технологии: здоровьесберегающая, коррекционно-развивающая, уровневой дифференциации.Ход урока1. Оргмомент2. Актуализация знаний, объявление новой темыУчитель: Обратите внимание на карту «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», вспомните, как выглядела Русь в XIII веке.Русь в XIII веке была раздроблена на мелкие княжества. Назовите и покажите на карте наиболее крупные княжества того времени. Князья и бояре постоянно воевали друг с другом. Не было на Руси спокойствия и мира. Этим и воспользовались монголо-татары. Кто же это такие – монголо-татары?Работа с контурной картой «Раздробленность  Руси» (подписать самостоятельные княжества Руси).    3. Сообщение темы урока – «Монголо-татары»4. Изучение нового материалаУчитель: В ХIII веке в далеких азиатских степях у южных границ Руси появились монголо-татары, грозный и воинственный народ. Монголо-татары были кочевниками. Занимались они скотоводством – разводили овец, лошадей, верблюдов, быков. Монголо-татары перегоняли стада домашнего скота по степи с одного пастбища (место для выпаса скота) на другое. Поэтому постоянных жилищ у монголо-татар не было. Из этого следует, что кочевник – это человек, не проживающий на одном месте, переходящий с места на место со своим жильем и имуществом. Жили они в юртах (переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами) – временных жилищах.Все монголо-татары были разделены на племена. Монголо-татарские племена назывались орды. Орды не только совершали набеги на соседние народы, но и постоянно враждовали друг с другом. В сражениях участвовали все: и мужчины, и женщины, и дети. Монголо-татар с детства приучали к верховой езде и стрельбе из лука.В начале ХIII века все монголо-татарские орды объединились под властью одного хана. Им стал Чингисхан. С этого времени монголо-татары и начали свои великие завоевания.ЗадачаВ ХIII веке монголо-татары начали свои великие завоевания.В ХХI веке мы с вами живем.Сколько веков отделяет нас от того времени?1 век = ? лет.8 веков = ? лет.Решим задачуСколько веков отделяет нас от того времени?21-13 = 8 веков.А сколько лет в одном веке?100 лет.8 веков – это сколько лет?8 х 100 = 800 лет.Учитель: 800 лет назад монголо-татары  представляли собой огромную и страшную военную силу. Каждый из них был воином. При себе монголо-татары всегда носили лук со стрелами, топор и веревку. Кто был побогаче, имел еще саблю и копье. Из кожи они шили себе защитную одежду  и накидки для лошадей. Из прутьев плели щиты, обтягивали их кожей. В таких щитах застревали стрелы противника.Войско монголо-татар делилось на отряды – десятки, сотни и тысячи.Рассказ учителя сопровождается записями на доске.Войско монголо-татарДесятки – 10Сотни – 100Тысячи – 1000Во главе ханМонгольские воины были выносливы, стойко переносили жару, холод, голод и жажду. Бились они храбро и отчаянно. Предателей и трусов монголо-татары безжалостно убивали. Монгольские воины беспрекословно подчинялись своим начальникам. За любое ослушание полагалась смерть.У татар были специальные сторожевые отряды-караулы. Сначала монгольские военачальники высылали вперед караулы. Караулы сообщали о передвижениях противника, о встреченном на пути городе или поселке. Вслед за караулами шла монгольская конница.Передвигалась она по степи с огромной скоростью. Земля гудела от конских копыт. Неожиданно монголо-татары появлялись перед стенами городов и поселков, а их жители не успевали подготовиться к сражению. Тысячи стрел пускали конники, метали копья. На веревках они тащили за собой метательные и стенобитные  машины, с помощью которых разрушали самые крепкие стены. Даже  хорошо укрепленные города не могли устоять перед страшной силой монголо-татар.Монголо-татары всегда жестоко расправлялись с жителями захваченных ими городов и поселков. Мужчин, стариков и детей убивали, оставляли в живых только ремесленников. И то не всех, а только тех, чьи профессии им были полезны. Женщин угоняли в плен. Дома сжигали, городские постройки разрушали.Немало опустошительных набегов совершили монголо-татары. Они разрушили десятки городов, сожгли сотни поселков, убили и угнали в плен тысячи людей. Многие страны оказались под их властью. Покоренные войсками Чингисхана страны платили ему богатую дань.Вот такой грозный и жестокий враг появился в степях у южных границ Руси в начале ХIII  века.5. Закрепление нового материалаПо вариантамЗадание №1                         1-й вариантПрочитайте текст. Определите особенности вооружения монголо-татар. Подчеркните.Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход.Любимым оружием монголов был лук. У многих имелись копья, мечи и боевые топоры. Обязательной принадлежностью был аркан. 2-й вариантПрочитайте текст. Используя слова для справок, дополните предложения.Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход.Любимым оружием монголов был ________. У многих имелись ________, ________ и ________. Обязательной принадлежностью был ________. Слова для справок: аркан, лук, копья, мечи и боевые топоры.Задание №2Разгадайте анаграммы:АНХЛУАРАККИНВЕЧОКРДЫО6. Подведение итогов7. Домашнее задание (по вариантам)​Анна КРАЮХИНА, учитель истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №565 Санкт-Петербурга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте