Любовь к природе закладывается в младшем школьном и младшем подростковом возрасте, то есть тогда, когда складывается духовный мир растущего человека. Поэтому детям так важны путешествия по ближайшим уголкам природы во время туристских прогулок.
Часто, к сожалению, не только у родителей, но и у некоторых учителей возникают вопросы о целесообразности замены четырех уроков туристской прогулкой, о том, как и когда можно применять собранный природный материал и использовать знания, полученные во время путешествия.
Многие учителя, не задумываясь, ответят, что природный материал можно применять на уроках трудового обучения. Специфика работы с этими материалами представляет педагогу начальных классов, воспитателю группы продленного дня много возможностей для осуществления весьма важных в образовательном отношении взаимосвязей уроков труда с уроками изобразительного искусства и природоведения. Используют собранный природный материал при изготовлении аппликаций, игрушек, сувениров, украшений карнавальных костюмов и головных уборов, ожерелий и бус, мозаичных картин.
Второе направление, непосредственно связанное с наблюдениями во время туристских прогулок, – это развитие речи школьников и подготовка к написанию сочинений, ориентированных на сезонные изменения в природе.
На прогулке в лесу ребенок видит красоту, испытывает эмоциональный подъем от общения с природой, а во время беседы пытается поделиться теми чувствами, которые переполняют его душу.
Как же учитель может использовать эту ситуацию? Да очень просто: во время экскурсии выяснить детали, связанные с разными понятиями, например, «золотая осень», почему говорят, что осень золотая? Можно ли назвать золотой всю осень? В каком месяце обыкновенно бывает пора, которую называют золотой осенью? Опишите признаки золотой осени. Нравится ли вам золотая осень? Знаете ли вы стихи об осени, о ее золотой поре? Используя наблюдения в природе, тренировочные упражнения на уроках русского языка и литературного чтения, учитель добивается свободы мышления ученика при написании сочинения.
Большими возможностями для применения природоведческого материала обладают уроки литературного и внеклассного чтения. Особенно те, на которых идет изучение произведений писателей-натуралистов. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о значении ее охраны. На таких уроках важно попросить учащихся сопоставить увиденное в лесу, их личный опыт восприятия природы с оценками писателей-натуралистов.
Можно применять знания и увиденное во время путешествия по лесу, полю или же около водоема и на уроках изобразительного искусства и музыки. Для того чтобы получилась хорошая работа, выражающая чувства ребенка, необходимо опираться на личный опыт маленького наблюдателя. Дети воспринимают природу не только созерцательно, но и действенно, и стремятся ярко и образно охарактеризовать ее. Во время экскурсии можно выполнять с учащимися наброски особенно понравившихся детям мест, зарисовывать следы животных, создавать цветовую палитру, соответствующую временам года. Кроме того, во время туристской прогулки при изучении звуков можно использовать фрагменты музыкальных произведений, например, песни жаворонка в музыкальном произведении и в природе.
Такой предмет, как математика, казалось бы, должен был бы остаться в стороне и во время туристского путешествия, и после него. Но с этим мнением нельзя согласиться. Во время любой туристской прогулки можно давать ребятам различные задания на измерения, например, окружности ствола дерева или подсчет птиц в стае и ягод в рябиновой грозди.
На уроке математики можно применять знания, полученные во время туристской прогулки, например, для решения задач с биологическим сюжетом.
1. 1 кг шиповника содержит 20 г витамина С. Сколько витамина С в 10 кг шиповника?
2. Можжевельник живет 2000 лет, а сосна 600 лет. На сколько лет больше живет можжевельник, чем сосна?
3. Стрекоза за сутки съедает 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за три дня?
4. Пчела летит со скоростью 18 км/час. Какое расстояние она пролетит за 5 часов?
При изучении периметра можно вычислить с учащимися по карте длину пройденного маршрута.
При изучении темы «Скорость, время, расстояние» можно вычислять расстояние, пройденное учащимися; время, потраченное на прогулку; скорость движения во время пути.
Работая над решением задач, можно использовать задачи, связанные с экологическим образованием учащихся, с их наблюдениями, полученными во время туристской прогулки. Например, подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц, дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц? Решение таких задач послужит формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, встреченных во время путешествия.
Все эти наблюдения помогут на уроках осознавать, что ты, человек, хотя и очень сильный, но тоже являешься частичкой природы. Как ты к ней будешь относиться, так и она тебе будет отвечать.
Марина ТИМОШИНА, заместитель директора, школы №1981, Москва
Комментарии