search
main
0

Гримасы и имитации. Оптимизация даст результат, когда будет учитывать реальные условия

В самом слове «оптимизация» нет ничего ужасающего. Под оптимизацией понимается всего лишь достижение наивысшего результата при наименьших затратах ресурсов: финансовых, кадровых, временных и т. п. Кто бы возражал, тем более в условиях кризиса, когда необходимо научиться жить по средствам, рачительно вести хозяйство в любой сфере деятельности, включая образовательную. Но тогда почему слово «оптимизация» немедленно вызывает шок и трепет у директоров образовательных учреждений? Оттого что вульгарное применение этой формулировки приводит к явной глупости, на что в свое время обратил внимание покойный академик Ю.К.Бабанский. Он справедливо утверждал, что применительно к образованию опасно говорить о наименьших затратах, следует вести речь о минимально необходимых расходах. Если этот минимум не обеспечивается, школы начинают разваливаться. Как говорится в рекламе, почувствуйте разницу.

Увы, какой бы стороны нашей многогранной школьной жизни мы ни коснулись, на деле получается так, что в большинстве случаев попытки оптимизации системы принимают гротескную форму. Вот лишь несколько примеров.Встречаюсь со своими коллегами – директорами школ небольшого города. Прогрессивный мэр своим распоряжением перевел их образовательные организации в статус автономных. Всех и сразу! Не скрою, это волевое решение вызвало у меня недоумение и тревогу. Будучи не один десяток лет в профессии, отдаю себе отчет в том, что вожделенная свобода распоряжаться отпускаемыми средствами имеет оборотную сторону: колоссальную финансовую и юридическую ответственность. Руководитель учреждения в таких условиях должен быть высококвалифицированным менеджером, разбирающимся во всех тонкостях законов и ведомственных инструкций (которых море), регулирующих финансово-хозяйственную деятельность. Один неверный шаг – и в лучшем случае последует неимоверный штраф, а в худшем будет возбуждено уголовное дело. Мои коллеги не производили на меня впечатления прожженных менеджеров. Болея душой за коллег, попавших в трудное положение, я попросил документы, отражающие их реальную финансово-хозяйственную деятельность. По мере знакомства с бумагами я испытал целую гамму ощущений, отразившихся на лице: от печати тревоги к улыбке и наконец к гомерическому хохоту. Из документов явствовало, что никакими торгами по закупкам они не занимаются (тендеры по-прежнему проходят централизованно), казначейство по-прежнему контролирует каждую статью расходов и т. п. Короче говоря, их автономия – миф. Перефразируя метафору Жванецкого, их заставили принимать виагру и снотворное одновременно. Вот и получается – любовь, похожая на сон. Одно хорошо – можно спать спокойно, не тревожась за последствия.В другом сельском регионе начальник управления образования с гордостью поведал, что в обслуживании малокомплектных сельских школ по указанию свыше перешел на аутсорсинг. Я понимаю этот управленческий ход, когда уборке подлежат огромные площади. В крупной детской клинике, где у меня работает одно из подразделений школы, специализированная фирма поддерживает чистоту и гигиенический режим. Аккуратные девушки в красивой форме, снабженные всеми необходимыми моющими средствами, выгодно отличаются от привычных школьных нянечек со шваброй, хлоркой и тряпкой. Но аутсорсинг в малокомплектной сельской школе… Что будет делать учительница, коль скоро у нее в классе прорвет водопроводную трубу? Какие специализированные бригады, а главное – за какое время прорвутся к ней через чащи леса? Но хитроумный начальник унял мою тревогу: «Вы же умный человек. Все технички и рабочие по обслуживанию зданий на своих местах, но числятся они в фирме, чей офис располагается в областном центре». Ну и кому, скажите на милость, необходима такая имитация? С таким же успехом можно переименовать уборщиц в менеджеров по уборке помещений. Еще опаснее, когда вульгарная оптимизация начинает затрагивать содержание педагогической деятельности и оценку ее результатов.К сожалению, в системе управления образованием есть такие вопросы, которые перед нами, педагогами, периодически ставят. Их ставят, а они падают. Их вновь ставят, а они опять падают, но постепенно закрепляются, по крайней мере в сознании чиновников, поскольку с каждым разом попадают на все более подготовленную почву. Так то, что еще вчера казалось диким, смешным и нереальным, сегодня воспринимается как вполне естественная управленческая логика.К числу таких вопросов относятся качество образования и эффективный образовательный менеджмент. Качеством современного образования недовольны все. Сегодня нет такой партии, общественной группы, интернет-сообщества, которые бы не метали громы и молнии, обличая низкий культурный и нравственный потенциал современных школьников, разумеется, противопоставляя его собственной выдающейся интеллектуальной оснащенности и безупречной морали.Словом, для всех очевидно, что качество образования необходимо немедленно повышать. Соответственно данным процессом необходимо эффективно управлять, подталкивая педагогов к скорейшему решению этой важнейшей задачи. Педагоги спорят о том, что рассматривать в качестве объективных критериев оценки их работы. Высокие результаты ЕГЭ и победы в международных олимпиадах их питомцев? Но, быть может, доведение до оценки «три» малоспособного ученика из пьющей семьи стоит не дешевле?Короче говоря, справедливых, выверенных и признанных профессиональным сообществом критериев оценки труда учителя пока нет. Но кого это интересует? Принято решение о том, что с 2018 года учителя будут переведены на эффективный контракт. А это означает, что государство перестанет раздавать всем сестрам по серьгам. Честь по труду, а его оценка будет производиться исходя из оценки эффективности труда педагога. Бог с ними, с содержательными подходами, которые еще только предстоит выработать. У эффективных менеджеров в руках универсальные экономические инструменты, позволяющие легко подсчитывать интенсивность и напряженность педагогического труда, не особо вникая в его содержание. А тут еще, как на грех, разразился экономический кризис, который подогревает ситуацию. Эффективный контракт будет введен в действие в 2018 году, но из многочисленных встреч с коллегами из регионов знаю, что их побуждают перейти на него уже сегодня. В прессу вновь вбрасывается тезис об избыточности количества учителей в России. В Европе-де на одного учителя приходится в среднем 25 учеников, а у нас всего 17. Разумеется, данная статистика отражает среднюю температуру по больнице. Наша территория приблизительно равна двадцати двум Франциям, где сельские и поселковые школы (их 70%) отделены друг от друга немыслимыми расстояниями. Состояние наших дорог известно. Здесь порой уместно вести речь не о школьном автобусе, а о БМП. В крупных городах, где в связи с неожиданным ростом рождаемости остро ощущается нехватка помещений и многие школы до сих пор работают в две смены, количество детей в расчете на одного учителя и так зашкаливает. Секрет относительно высокой зарплаты учителя заключается в том, что в первую смену он ведет второй класс, а во вторую – четвертый. Естественно, что в сельских школах ситуация иная. Так кого и где конкретно мы собираемся сокращать? На какое качество образования при таком подходе приходится рассчитывать?Оптимизировать штатное расписание школ, урезав вспомогательный персонал (волшебное слово «аутсорсинг», переход на который в сельских школах выглядит трагикомично), уволить часть педагогов, заставив остальных работать напряженнее. Нетрудно догадаться, к каким последствиям все это приведет.С другой стороны, такой вполне прагматический западный управленческий тренд, особенно трогательно звучащий на фоне призывов отстаивать свою самобытность, оберегая наши духовные скрепы.Поделился своей печалью с педагогом, переехавшим в Америку, где он, продукт советского образования (!), без труда устроился учителем математики. В ответ получил от него чисто американскую историю, за достоверность которой не ручаюсь, но ее суть имеет непосредственное отношение к реформированию нашего образования, и не его одного:«На прошлой неделе мы с друзьями отправились в новый ресторан на Брайтоне. Сделав заказ, я обратил внимание, что официант, который нас обслуживал, носит в кармане рубашки ложку. Поначалу я не придал этому значения, но, осмотревшись, обнаружил, что ВСЕ официанты таскают в кармане рубашки ложку.- Для чего ложка? – спросил я подошедшего в очередной раз официанта.- Видите ли, руководство нашего ресторана наняло фирму «Андерсон Консалтинг» для оптимизации наших процессов. Эти парни ковырялись тут несколько месяцев и пришли к выводу, что мы тратим очень много времени на то, чтобы сбегать на кухню за чистой ложкой, в случае если клиент уронит ее на пол. Это происходит примерно три раза в час за каждым столиком. Имея ложку в кармане, мы экономим полтора человека-часа за смену…«Хитро!» – подумал я и продолжил трапезу. По мере насыщения внимание мое обострялось, и я заметил, что у ВСЕХ официантов из брюк торчит тонкий шнурок.- Простите, а для чего шнурок у вас в брюках? – воззвал я к тому же официанту… Наклонившись ко мне и понизив голос, он ответил:- Та же самая контора, проанализировав нашу работу, пришла к выводу, что мы тратим очень много времени в туалете. Ну, знаете, достать, помочиться, вымыть и высушить руки… Так вот, привязав шнурок к… хм… сами знаете чему, мы можем быстро его достать, не пользуясь руками, а значит, нам не нужно мыть руки после посещения туалета, тем самым мы экономим 75% времени.- Да, но как же вы… простите… засовываете ЕГО обратно, не пользуясь руками?Понизив голос, еще и наклонившись прямо к моему, уху официант прошептал:- Я не знаю, как остальные, но я пользуюсь ложкой…»Ну, конечно же, это анекдот, но суть дела (оптимизационных процессов) он передает.Не знаю, как вас, но меня эта анекдотическая история даже слегка порадовала. Получается, что вопреки санкциям мы по-прежнему в мировом тренде.И еще одно «утешительное» соображение. Не одни мы, образованцы, испытываем на себе оптимизационные процессы. Навестил пожилую учительницу, которая после сложной операции находится в хорошем госпитале. Оснащенная современным оборудованием двухместная палата. Коллега рассказала, что, когда она отошла от анестезии, в первый момент подумала, что после наркоза у нее начался бред. На соседней койке валетом лежали две пациентки. Но анестезия здесь оказалась ни при чем. Просто женщину, которой накануне сделали операцию, в тот день выписывали, но оформление документов затянулось. Тем временем на это место уже привезли новую плановую больную. Обе женщины (одна после операции, а другая до), будучи не в состоянии стоять или сидеть, по договоренности на время разделили общее больничное ложе. А что? Вполне себе западный технологичный подход. Там тоже с больными не сильно церемонятся, поднимая их на ноги на другой день после операции. Что и говорить, если на следующий день после родов герцогиню Кембриджскую с новорожденной принцессой Шарлоттой выписывают из клиники и для дальнейшего выхаживания отправляют, страшно подумать, домой, прямиком в Кенсингтонский дворец. А мы чем хуже?А теперь серьезно. Оптимизация тогда даст желаемые результаты, когда она будет учитывать реальные условия жизни и работы людей. К примеру, переход на электронный журнал в крупном городе, и тем более в мегаполисе, благо для замотанных родителей, поскольку позволяет следить за успехами своих детей в отдаленном доступе. Но в отдаленном улусе, где жизнь педагога протекает в непосредственной близости от соплеменников, с которыми он общается ежедневно, тратить силы и время на электронный журнал бессмысленно. И так во всем остальном. Пока мы не уясним себе эту простую и понятную истину, мы будем иметь дело с разнообразными имитациями и гримасами оптимизации, вызывающими смех сквозь слезы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте