search
main
0

Гречневая каша. Вкусная тема для обычного урока

Тринадцатая школа города Орла – это примерно полторы тысячи учеников, 75 классов-комплектов и более ста человек педколлектива. В нем, как почти во всех российских школах, подавляющее большинство – женщины. Мужчин осталось пять человек.

Зато из оставшихся пятерых каждый в чем-то обязательно талантлив. Например, директор школы Александр Горбачев пишет стихи, даже в Есенинских чтениях участвовал и получил признание. Учитель физики Александр Афонин стихов не сочиняет, зато поет и играет на гитаре. И еще он – победитель областного орловского конкурса «Учитель года-2004».

Как и многие среди обладателей этого почетного звания, Афонин считает, что ему просто повезло и победа пришла неожиданно. На участие в первом, районном, этапе его сагитировала школьная администрация. Попробовал – получилось, и все, отступать поздно. Раз начал, иди до конца. В районе занял первое место среди 12 коллег, потом городской конкурс, и девять человек вышли на областной этап. А там – 27 участников, конкурсные уроки на «чужих» детях, самопрезентация каждого учителя-конкурсанта и под занавес мастер-классы от пяти лауреатов. Старались все, но первое место жюри отдало Афонину.

– Урок, который я дал, был очень красивый.

– Скромно!

– Ну, честное слово, мне самому понравилось! Условия, в которых мы готовились, были равными, всем на подготовку урока дали один день. Я очень постарался, и получилось хорошо. Но, как мне кажется, последним убедительным фактором для жюри стал мой мастер-класс. Его надо было проводить во взрослой аудитории, на коллегах-участниках. И я решил найти какую-нибудь интересную, необычную тему. В итоге взял «Тепловые процессы при приготовлении пищи», причем готовили мы гречневую кашу. Аудитории, в которой сидели в основном женщины, такая тема показалась очень интересной, а главное – близкой и практичной.

В этом главный преподавательский секрет Александра Анатольевича – практико-ориентированное образование. Дети в течение урока проводят свое исследование и в конце обязательно делают вывод, где в жизни может применяться то, что они узнали. И так после каждого урока. Зачем? Чтобы ребятам было интересно, чтобы не один учитель работал, но и ученики вместе с ним думали, делали выводы, а в итоге учились сами получать знания.

– Вообще-то физика – пугающий предмет для любого ребенка, – говорит Афонин. – Физика и химия – трудные предметы, такой вот стереотип. Поэтому, когда дети ко мне на урок приходят, моя первая задача – показать им, что физика – это не столько трудно, сколько важно, что в жизни без нее никуда и что в любом процессе, который мы начнем рассматривать, обязательно будет физика. Важно заинтересовать детей, чтобы для них не было обузой приходить ко мне на урок, чтобы и им, и мне это нравилось. Отсюда и наши практико-ориентированные занятия. Меня на конкурсе спросили, вы сами до этого дошли, и зачем вам такие уроки? Так вот, мне такой подход кажется оптимальным. В первую очередь он интересен детям, им это пригодится. Это уже видно. Раньше при поступлении в вузы все шли в юристы, а сегодня многие хотят на инженерные специальности и туда, где сдают физику. Без этой науки невозможны прогресс и развитие.

Свой сложный предмет Саша полюбил, когда еще сам учился в школе – спасибо физику 16-й орловской школы, теперь 16-й гимназии, Светлане Николаевне Анцыферовой. Класс, в котором занимался Афонин, был первым в Орле экспериментальным спецклассом. Только не физическим, а … футбольным. (Александр Анатольевич – перворазрядник по футболу). С командой объехал половину Советского Союза, и все было, как у всех спортсменов, – сборы, соревнования, постоянные тренировки.

– Позиция у нашего тренера была четкая: хорошо учишься – поедешь, плохо – сиди дома. Поэтому все старались, и спорт учебе не мешал, только подстегивал и помогал лучше самоорганизоваться.

Александр закончил школу, поступил в Орловский пединститут и тут же уехал на соревнования. А потом на два года ушел в армию.

– Мне нравится выражение: мужское начало в педагогике, оно старое, но для сегодняшнего дня актуальное. В наших школах мужчин не хватает, а дети, как мне кажется, понимают больше мужчин, чем женщин. Особенно мальчишки. Если бы в школу пришли молодые, энергичные учителя-мужчины, наше образование получило бы второе развитие.

Что же нужно сделать, чтобы свежеиспеченные выпускники педвузов потоком хлынули в российские школы? «Рецептов» оказалось немного, и самый главный – увеличение зарплаты, хотя бы до такого уровня, чтобы мужчина-учитель мог с полным правом считать себя главой семьи. Даже пресловутая отсрочка от армии – это всего лишь приманка для тех, кто не хочет служить. К педагогике она никакого отношения не имеет. Потому-то в сельских школах все еще встречаются молодые мужчины-учителя, которые «перекантовываются» там до 27 лет. А потом все – в бизнес, в политику, куда угодно, только бы на приличную зарплату. Какое уж тут призвание…

Александр проработал в своей школе уже 14 лет, а пришел сюда сразу после пединститута. Женился, еще будучи студентом, супруга – тоже физик, сейчас работает заместителем директора в профессиональном лицее, дочь закончила девять классов.

– Хватает ли двух учительских зарплат на семью из трех человек?

– Зарплаты никогда не хватает. А с нашей учительской – всем все понятно. Но, как сказал один друг, чем больше получаешь, тем больше хочется. При таком подходе денег никогда не будет хватать. У нас жена берет в свои руки бюджет и рассчитывает: или мы из вещей что-то покупаем в этом месяце, или лучше на еду потратить. Но, конечно, крупных покупок учитель не может себе позволить.

– Несмотря ни на что вы все равно остаетесь в школе. Что привлекает?

– Я в своей стезе. Мне нравится эта работа. Если говорить высокими словами, учителем надо родиться. Я вместе с ребятами чувствую себя тем, кем мне хочется быть.

– Что главное в профессии учителя?

– Самоотдача, добросовестность и умение ценить каждого ребенка.

– Каждого в классе?!

– Да, это нелегко, у нас классы от 25 и до 32 человек бывают. Но учитель к каждому найдет подход и время. Никогда учитель не пойдет сразу после уроков домой! Он еще часа два будет с детьми, потому что каждого надо выслушать и найти для него слова поддержки. У нас нигде не записано: учитель-психолог, но именно так все и есть. Дети сейчас такие, что порой родителям не говорят всего, что скажут учителю. И каждого ребенка надо обязательно выслушать!

Кстати, сделать это можно не только после урока, но и на занятиях кружка или в походе. Физический кружок, который Афонин ведет уже десять лет, называется «Юные звукооператоры». Мальчишки и девчонки работают с аппаратурой, паяют, настраивают, записывают музыку, а заодно проводят для школы дискотеки. Последнее время ребята музыку через ноутбук записывают, накладывают слова-заставки и как ди-джеи – ведущие выходят на сцену. Правда, ноутбук не школьный, а домашний: его один паренек в школу из дому приносит. Компьютерный класс, доставшийся школе по президентской программе, укомплектован и работает, но мальчишки предпочитают самую современную технику.

Совместные походы с детьми тоже стали традицией. Обычно они бывают двух видов: однодневные пешие, с 10-15-километровым переходом по местам боев в Орловской области и поездки в Орловское полесье. Есть под Орлом своя маленькая «Беловежская пуща» со специально огороженной территорией, по которой разгуливают зубры, олени и косули. Тут же зверинец с большими клетками и редким зверьем. И специальный загон для … страусов. В центре России, в Новосильском районе Орловской области, есть целая страусиная ферма. И редко какой классный руководитель не привозил сюда своих ребят – им интересно, аж дух захватывает! Особенно если перо страусиное перепадет или когда разрешат потрогать здоровенное яйцо, внутри которого уже почти готовый появиться на свет страусенок.

В обычной, не школьной жизни у Александра Анатольевича тоже есть свои увлечения. Любит грибы собирать, говорит, когда по лесу ходишь, на душе очень легко и спокойно становится. Еще любит готовить мясные блюда:

– Хотя вообще-то у меня жена очень вкусно готовит и дочь. В интернете может какой-нибудь чудный рецепт найти, например, курицу по-австралийски или мясо какое-то невозможное. Она любит нас удивлять, когда мы приезжаем, например, на дачу.

Дача – это тоже увлечение для всей семьи. А еще – экзотические цветы. Был такой период в жизни, когда Афонин на каждый праздник приносил жене какой-нибудь необычный цветок, все как полагается: в плошке с землей и с расцветшими бутонами. Потом растение отцветало, а хозяева входили в азарт – почему это в магазине оно цвело, а теперь нет? Чем мы хуже? В доме тут же появились книжки об экзотических комнатных цветах, удобрения и специальные приспособления. Через некоторое время растение снова зацветало. Теперь, чтобы весь этот домашний сад пробрызгать и полить, надо минимум полтора часа!

– Александр Анатольевич, чего учитель ждет от своих учеников?

– Когда я заканчивал институт, наша преподаватель информатики говорила нам: я буду рада, если вы потом, при встрече со мной, поздороваетесь. Сейчас я понимаю, как она права. Закончил ребенок школу, проходит лет десять, а он, завидев учителя, еще издали кивает и спешит навстречу с улыбкой и со словами «Здравствуйте, Александр Анатольевич!» – вот это приятно, вот этого ждешь от учеников! Моему первому выпуску уже восемь лет, и они каждый праздник приходят на встречу со своим классным руководителем. Звонят, спрашивают, как вы? А когда я участвовал во Всероссийском конкурсе, у меня телефон не замолкал: звонили и бывшие выпускники, и те, кто сейчас учится. «SMS-ки» слали на сотовый, поддерживали! Думаю, это и есть самая главная учительская награда.

Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте