“Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день; и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека”.
Горас Манн
Это высказывание американского педагога Гораса Манна как нельзя лучше говорит в пользу целенаправленной работы по гражданскому образованию школьников. Оно готовит человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Гражданин должен обладать определенными знаниями, умениями ценностями, желанием участвовать в общественно-политической жизни, т.е. определенным опытом демократической культуры.
Решить эти задачи можно только при наличии хорошо отлаженной системы гражданского образования. Она была разработана научно-методическим советом нашей гимназии.
Различные методы сбора информации (наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, анализ результатов выполнения срезовых работ, зачетов, смотров знаний, переводных и выпускных экзаменов) позволили прежде всего выяснить истинную картину. На основе анализа полученных данных были вычленены проблемы и сформулированы цели и задачи. Так, проблема приведения знаний по граждановедению и праву и действий (т.е. отношения к государству, праву, обществу, себе) в соответствие друг с другом потребовала от нас подумать о формировании у учащихся правильного отношения к окружающему миру. Проблема социализации детей с акцентом на социальную практику (т.е. проблема создания ситуации в учебной и внеурочной деятельности, когда упражняются гражданские качества и умения) вызывает необходимость прививать навыки правового поведения гимназистов.
Ведь ни для кого не секрет, что из постоянного делания добра вырастает добродетель. Действие в конечном счете – это переход возможности в действительность. Вот что говорил на этот счет всемирно известный специалист по вопросам психологии личности Виктор Франкл: “Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю”.
Чем больше мы будем создавать ситуаций, где ребенок должен делать выбор, совершить благородный или просто хороший поступок, проговорить свое отношение к тому или иному явлению, тем быстрее этот поступок и это отношение станут его позицией. Поэтому планирование деятельности, когда возникает ситуативная гражданская активность школьников, позволяющая формировать опыт правового поведения, является одной из важнейших задач ГО в нашей гимназии.
Следующая вычлененная нами проблема – это проблема кадров. В области гражданского образования особое значение приобретают такие профессиональные умения и личностные качества учителя, как:
умение ориентироваться в обновляющемся законодательстве;
открытость и терпимость к противоположному мнению;
выраженная гражданская позиция педагога, включающая уважение к основам конституционного строя;
демократический стиль педагогической работы (парадокс гражданского образования состоит в том, что педагог часто знакомит учеников с демократическими принципами в авторитарной форме);
умение создать в классе обстановку, способствующую свободной дискуссии;
профессиональная рефлексия;
готовность широко использовать активные и интерактивные методы и формы проведения занятий с учащимися: правовые консилиумы, практикумы разрешения конфликтов и ведения переговоров с целью выработки так называемой конфликтной компетентности, конкурсы ораторов, занятия с использованием моральной дилеммы, групповая проектная работа, референдумы, модельные уроки с применением технологии критического мышления, дебаты, “мозговой штурм” и т.п. Одна из основных задач – совершенствовать профессиональные умения учителей в области гражданского образования. Этому помогает правильно организованная работа с педагогическим коллективом, включающая проведение обучающих теоретических семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, когда учителя становятся в позицию учеников и на собственном примере отрабатывают различные техники проведения дискуссий, таких, как проблемная дискуссия с выдвижением проектов, структурированная дискуссия как учебный спор-диалог, импровизированные дебаты и т.п. Учителя истории делятся опытом работы с документами и законодательными актами, рассказывают, как проводить классные часы, посвященные вопросам государственности.
Четвертая проблема, с которой мы столкнулись. Оказалось, что учащиеся и родители нередко затруднялись в определении роли школы в формировании гражданских качеств и гражданской позиции личности. Поэтому мы занялись воспитанием у ребят опыта демократической культуры.
Вычленив проблемы и сформулировав задачи, мы определили содержательные модули единой системы гражданского образования, т.е. тот блок предметов, которые прежде всего оказывают влияние на гражданские качества личности, формирование ценностей и гражданско-правовых умений. Были внесены коррективы в программы по истории с целью включения вопросов гражданского образования в материалы курсов и соблюдения преемственности при их рассмотрении, продумана тематика бесед на классных часах (1 раз в месяц) на основе концентрического принципа.
Исходя из модели выпускника нашего образовательного учреждения, были определены:
конечный результат деятельности педагогического коллектива, который мы обозначили как следующий: формирование нравственно здоровой личности, гуманистически ориентированной, граждански активной и законопослушной, обладающей первичными юридическими знаниями, необходимыми для ее интеграции в окружающий мир;
основные факторы, влияющие на конечный результат (к таким факторам мы относим учебно-методическое обеспечение, интерактивные методы обучения, стиль педагогического общения, уровень внеурочной воспитательной работы, состояние воспитания в семье, микроклимат и межличностные отношения в учебном коллективе, уровень психологической помощи гимназистам);
структура ГО в гимназии, включающая в себя как урочную, так и внеурочную учебную и внеучебную деятельность.
Центр “За гражданское образование” возглавляет совет центра, состоящий из руководителей структурных его подразделений. Работа в секциях центра способствует формированию у детей самостоятельных действий. Внушает чувство личной ценности и личной ответственности в решении проблем. Возникает сотрудничество между учениками и взрослыми, которое способствует социализации учеников и их сознательному участию в жизни общества. Одной из форм такого сотрудничества являются брейн-ринги, проводимые в гимназии между гимназистами и их родителями. Нами были также определены основные компоненты содержания и проектируемые результаты на каждом этапе осуществления гражданского образования, цель, объекты, сроки и периодичность проведения мониторинговых исследований, диагностические методики (методика выявления связей – ценностей личности, методика измерения родительских установок и реакций, методика диагностики межличностных отношений). Используем педагогические формы и методы, которые включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, приглашение специальных докладчиков, работников правоохранительных органов и представителей муниципальных органов власти.
Наряду с анализом результатов переводных и выпускных экзаменов по обществоведческим дисциплинам, смотров знаний, срезовых и контрольных работ отслеживаем участие ребят в олимпиадах по праву и граждановедению, определяем коэффициент полезного участия ученика при проведении уроков нетрадиционной формы, а также уровень его владения правилами общественной полемики.
Приняв во внимание основные параметры отслеживания уровня качества гражданского образования при определении уровня функциональной грамотности (9-й класс) и уровня методологической компетентности (11-й класс), включаем блок вопросов, связанных с определением гражданской зрелости каждого ученика. Используем различные диагностические программы изучения воспитанности учащегося и по полученным данным заполняем специальные листы к ориентировочным минимальным диагностическим программам изучения уровней проявления:
воспитанности младших школьников;
формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков;
формирующейся гражданской зрелости старшеклассников.
На наш взгляд, только благодаря хорошо продуманной системе работы можно сформировать активную гражданскую позицию ребенка, помочь ему стать полноценным участником жизни общества.
Галина ВОЛЧЕНКОВА,
заместитель директора по учебной и научно-методической работе гимназии N4
Мурманск
Комментарии