Цель. Дать пятиклассникам представление о Семейном кодексе России. К концу урока учащиеся должны: а) пояснять, когда и почему общество и государство имеют право решать внутренние проблемы семьи; б) ранжировать основные правовые документы, разобранные в курсе «основы граждановедения». Форма организации учебной деятельности – групповая.
Ход урока
1) Стадия вызова.
В начале урока группам предлагается подумать над вопросами: почему право выбора школы принадлежит родителям, а не детям? Не нарушает ли это права ребенка?
Для подготовки ответа учащиеся могут воспользоваться двумя документами: Конституцией РФ (глава 2); Конвенция о правах ребенка (см. учебник). (На выполнение работы отводится примерно 5 минут.)
Поскольку вопрос проблемный и бывают случаи возникновения дискуссии, имеет смысл, выслушав мнение первых двух групп, узнать точку зрения остальных и предложить им выступить, если их решение не было предложено ранее. Учителю не стоит участвовать в дискуссии. Когда все желающие выскажутся, можно обратиться к классу с вопросом, на который они отвечали дома после чтения отрывка из «Синей птицы»: почему многие дети не задумываются о том, что родительская любовь – это счастье?
Поскольку над ответом учащиеся должны были подумать заранее, то на уроке каждый высказывает личное мнение по данному поводу. Выслушивая ответы, учитель может несколько обострить ситуацию, поинтересовавшись:
– Всегда ли вы согласны со своими родителями и всегда ли готовы сделать то, что вам поручают или просят папа с мамой? Например, надеть теплую кофту, шапку; выключить телевизор; готовить уроки, когда идет интересный фильм; перестать разговаривать по телефону; ложиться спать; посещать музыкальную школу или заниматься иностранным языком, математикой и так далее?
Цель данного обсуждения – еще раз подвести пятиклассников к пониманию следующих идей:
а) все, что делают родители, они делают, руководствуясь любовью и заботой о своих детях;
б) у родителей большой жизненный опыт.
Вместе с тем проблемный вопрос, поставленный в начале урока, требует окончательного решения.
Нарушают или нет родители права ребенка, выбирая ему школу по своему усмотрению, заставляя его учиться там, где ему не хочется? (При обсуждении этого вопроса необходимо подвести ребенка к пониманию того, что дети до определенного возраста не могут принимать самостоятельные решения по таким важным вопросам и что родители несут ответственность перед обществом за воспитание своих детей и потому имеют право действовать даже вопреки желаниям ребенка.)
2) Смысловая стадия.
Вначале учитель предлагает учащимся найти в учебнике два документа: Конвенцию о правах ребенка и Семейный кодекс РФ (поскольку учащиеся работают по группам, то в их распоряжении несколько учебников) и ответить на вопросы 2 и 4, помещенные после статей Семейного кодекса на стр. 134.
На подготовку ответа дается 10-13 минут.
Последующая беседа проводится в оперативном режиме.
Итогом дискуссии могут быть следующие выводы:
а) ребенок не является собственностью родителей;
б) дети имеют право принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся их судьбы;
в) родители и дети должны уважать мнение друг друга и руководствоваться этим принципом, принимая важные семейные решения.
Вместе с тем во время дискуссии учителю необходимо обратить внимание учащихся на существующие ограничения, связанные с возрастом и зрелостью ребенка (статьи 12-14 Семейного кодекса).
В заключение рекомендуем учителю спросить учащихся:
– Какой документ для маленького гражданина является наиболее важным: Конвенция о правах ребенка, Конституция России или Семейный кодекс?
Этот вопрос уточняет представление пятиклассников о международном праве и его связи с национальным законодательством демократического государства.
Как показала практика, учащиеся пропускают тот факт, что национальные документы разрабатываются на основе подписанных государством международных документов. Поэтому учителю следует напомнить, что законы любой страны должны соответствовать международным документам, под которыми есть подпись ее представителя. Если страна подписала какой-либо международный правовой документ, то она обязана внести изменения в свое национальное законодательство. Следовательно, подписанные международные документы являются более значимыми в сравнении с национальными и являются основой, на которой происходит разработка национальных документов страны.
3) Стадия рефлексии.
На стадии рефлексии детям дается задание для индивидуальной работы: письменно ответить на вопрос 3 к отрывку из пьесы М. Метерлинка «Синяя птица», но советуем его несколько изменить.
Объясните, связана ли родительская любовь с правами ребенка? Если да, то как? Если нет, то почему?
В конце урока учителю следует вновь взять на проверку подготовительные материалы об общественных организациях к повторительно-обобщающему уроку у части ребят.
Домашнее задание
1. Поскольку закончить ответ на вопрос, заданный на стадии рефлексии, учащиеся не успевают, то задание включается в домашнюю работу.
«На что дети имеют право»
Цель: дать представление о правах ребенка, которые существуют в российском законодательстве, раскрыть понятия «правоспособность», «дееспособность», «ограниченная дееспособность».
К концу урока учащиеся должны: а) давать определение понятиям «правоспособность», «дееспособность», «ограниченная дееспособность»; б) объяснять, почему у детей ограниченная дееспособность; в) называть права, которыми обладают несовершеннолетние граждане России; г) пояснять, зачем человеку имя.
Форма огранизации учебной деятельности – групповая.
Урок начинается с опроса.
Учащимся предлагается вспомнить:
1. Кого называют гражданином?
2. Когда в нашей стране человек становится гражданином?
3. Какие права есть у граждан России?
На подготовку ответов группам отводится около двух минут.
Выслушав ответы на вопросы, учитель приступает к изложению важных для данного урока идей. С этой целью, написав на доске данное школьниками определение понятия «гражданин», учитель просит выделить те признаки, которые отличают гражданина от подданного. В результате короткого обсуждения выясняется, что это наличие прав, за обеспечение которых отвечает государство. Подчеркнув слово «права», учитель ставит перед учащимися проблемное задание:
– Гражданин – это человек, наделенный правами. В России человек становится гражданином с момента своего рождения, но, как вы думаете, всеми ли правами обладает родившийся ребенок?
Для выполнения задания учитель предлагает школьникам просмотреть статьи главы 2 Конституции РФ и найти те права, которыми обладают дети. (На выполнение задания группам отводится 5 минут.)
Как показала практика, пятиклассники по-разному решают эту задачу. Но они точно знают, что у детей нет права избирать и быть избранными, зато они имеют право на жизнь, на охрану здоровья. Но поскольку мнения различны, то целесообразно после того, как выскажется группа, справившаяся с заданием первой, выслушать и другие группы. Записав на доске мнение первой группы, учитель под чертой записывает последующие дополнения. (Ответы рекомендуем не оценивать и не комментировать.)
Далее учитель приступает к объяснению нового материала.
Раскрыв содержание понятий «правоспособность», «дееспособность» и «ограниченная дееспособность», учитель спрашивает:
– Как вы думаете, справедливо ли то, что у детей ограниченная дееспособность? Справедливо ли, что они не могут полностью распоряжаться принадлежащей им собственностью, участвовать в выборах президента и так далее? (Время на подготовку ответа не дается, работа идет в оперативном режиме.)
Выслушав мнение 4-5 человек, учитель подводит итог (как правило, дети достаточно отчетливо понимают, что ограничение их прав в их же интересах), обращая внимание учащихся на то, что, ограничивая дееспособность ребенка, государство действует в его же интересах.
Объясняя материал второго подзаголовка параграфа 20 «Право на имя», учитель дает задание:
– Подумайте и скажите, зачем человеку необходимо имя.
Поскольку задание для пятиклассников достаточно сложно, учителю необходимо спросить все группы. Как показала практика, школьники интуитивно догадываются о причине, но затрудняются ее сформулировать, поэтому учитель с помощью наводящих вопросов помогает им найти верный ответ. «Имя человеку необходимо для того, чтобы другие люди могли, познакомившись с ним или его работой, узнать и запомнить данного человека. Имя не дает человеку «потеряться» среди остальных людей».
Перед объяснением подзаголовка «Право жить и воспитываться в семье» учитель вновь дает школьникам задание:
– Выслушав меня, попробуйте объяснить:
1. Почему важно, чтобы человек воспитывался в семье?
2. Что предусмотрено законом, если ребенок по каким-то причинам не может воспитываться в семье?
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии