Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Речь, судя по всему, идет о платных образовательных услугах в сфере дошкольного и общего образования, к которым в последнее время многие СМИ снова проявляют повышенный интерес. Данная тема – не новая. В Законе Российской Федерации “Об образовании” есть положение, касающееся платных услуг в сфере образования. В июле 2001 года Правительство РФ утвердило Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. В них дан перечень этих услуг, указаны также и те виды деятельности, которые не могут быть отнесены к платным. Это всем известно, но проблема сегодня заключается в том, что во многих школах к ее решению стали подходить весьма вольно, с одной стороны, и с другой – не всегда в пользу учителя.
Дело в том, что согласно этому правительственному постановлению (N 505) и другому по лицензированию в сфере образования платные услуги, которые не сопровождаются выдачей итоговой аттестации, не подлежат лицензированию. А именно этого требуют зачастую от школ вышестоящие органы, тем самым создавая препятствия для подобной практики. Поэтому Министерство образования направило в регионы письмо (от 25 декабря 2002 г.), в котором мы заостряем внимание на этой проблеме. Оно с комментариями опубликовано в вашей газете в январском номере.
Министерство образования также подготовило для антимонопольного комитета и Министерства экономики предложение о том, чтобы не допустить здесь и другой крайности: административного регулирования цен на платные образовательные услуги, поскольку они определяются согласованием сторон, т.е. являются договорными. А в ряде государственных муниципальных учреждений эту проблему часто решают, используя административные рычаги. Сейчас три названных ведомства готовят совместный документ, направленный на цивилизованное решение этой проблемы.
Сегодня у нас проходит через юридическую службу практически готовый проект нового приказа по утверждению примерной формы договора об оказании платных услуг в сфере общего образования.
Хочу подчеркнуть, что я вовсе не призываю школы и детские сады к активному сбору средств с родителей, но и запрещать или ограничивать заработки учителей за счет дополнительных образовательных услуг также неправомерно. Нужно просто-напросто облечь все это в законные формы. Легализация этих процессов поможет создать более благоприятные условия для зарабатывания работниками школ, детских садов честных денег. Об этом, кстати, довольно часто говорят сами учителя в своих письмах, обращениях к нам.
А в целом к этой проблеме нужно подходить разумно и с точки зрения тенденций нашего времени. Почему не использовать ресурсы и возможности школы в оказании услуг, которые сегодня востребованы родителями? Например, при подготовке к ЕГЭ, к поступлению в вузы. Ведь хорошие школьные учителя справятся с этим не хуже преподавателей вузов. Или, скажем, при организации дополнительных занятий творческого направления, чтобы дети, не выходя из школы, детского сада, могли развивать свои способности, таланты. Согласитесь, это удобнее для них, особенно в условиях сельской местности, где нет развитой сети учреждений дополнительного образования. А в этом им помогут свои же учителя. Но еще раз подчеркну, все платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности. Конкретизировать данное положение, полагаю, нет необходимости.
Комментарии