Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Это не совсем так. Год назад мы утвердили подобный перечень и договорились о некоторых принципах его формирования. В этом году не планировалось создание нового перечня, хотя действительно есть необходимость дополнить его с учетом появившихся запросов и новых дополнительных возможностей. Тем более если речь идет об учебниках, которые ранее не попали в федеральный список, но явно могут помочь школе, учителю и по своему уровню, качеству отвечают соответствующим параметрам. Поэтому сейчас министерство проводит работу по возможному дополнению Перечня и Перечня-каталога на 2003-2004 годы. Он включает повторение списка учебных изданий 2002-2003 гг. с дополнениями, т.е. с теми учебниками, которые одобрены Федеральным экспертным советом. Может возникнуть вопрос: на каком основании и почему эти учебники появились в уже утвержденном списке? Во-первых, это связано с заменой одних учебников другими в содержательных линиях, что делается строго по соответствующим критериям отбора ФЭС, во-вторых, изменения вносятся по просьбе издательств. И все это, повторяю, регламентируется существующим Положением о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений и о Перечне-каталоге учебно-методических изданий, утвержденных приказом МО РФ (N4244 от 26.12.2001 г.).
Вместе с тем жизнь нас подталкивает к тому, чтобы внести соответствующие коррективы и здесь. Программа модернизации образования, ее практическая реализация, некоторые итоги эксперимента, выводы, к которым мы приходим в результате многих нововведений, должны адекватно отразиться в политике учебного книгоиздания. В частности, остановились на том, что по каждому предмету будет рекомендовано не более трех учебников и с грифом “Допущено” еще один-два. Мы начали с реорганизации Федерального экспертного совета, который возглавляется министром образования и президентом РАО. Этот совет значительно обновлен. На первом заседании, прошедшем несколько дней назад, мы утвердили положение о ФЭС, и его принципиальная новизна заключается в том, что в нем раз в три года будет происходить ротация его членов на 1/3. Этого, кстати, не было ранее, и потому в совете в течение многих- многих лет судьбу учебников решали одни и те же люди. Во-вторых, процедура прохождения учебников, их экспертиза станут более демократичными. Чтобы не было никаких давлений извне, предусмотрено принятие окончательного решения о грифе для учебников только тайным голосованием. Повышены требования к авторам, которые в то же время могут подавать апелляцию в случае несогласия с решением комиссии.
Теперь, рассматривая учебные издания, для присвоения грифа “Допущено…” вводится двухступенчатая экспертиза (первая ступень – рукопись, вторая – оригинал-макет). Но для получения грифа “Рекомендовано” будет проводиться расширенная экспертиза с привлечением участников образовательного процесса: учителей и учащихся.
Комментарии