search
main
0

Говорят, что программа реструктуризации сельских школ до сих пор вызывает в обществе много сомнений и вопросов…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

Некоторые оппоненты, к сожалению, так и не уяснили главной ее сути: она направлена не на сокращение или, как порой еще жестче говорят, на уничтожение сельских школ, а напротив, ее цель – всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ. Можно сказать, что именно с определения приоритета в их информатизации, компьютеризации и началась инициированная Президентом РФ поэтапная модернизация российского образования.
Хочу заметить, что за последние 10 лет в нашей стране было закрыто 2500 сельских школ и это происходило тогда, когда вопрос о их реструктуризации в принципе не ставился.
За эти годы наметилась тенденция увеличения количества начальных и средних школ при сокращении основных в городе, в то время как в сельской местности стало уменьшаться число начальных и основных при увеличении средних. Пустить этот процесс на самотек мы не имели права. У нас в стране 69% сельских учебных заведений, т.е. 2/3 – это школы на селе, в поселках, 1/3 – в городе. В сельских обучаются 30% учащихся (это 6,3 млн. человек) и работают 40,2% учителей. К тому же в сельской местности около 70% школ – малочисленные. Из них более 40% имеют наполняемость до 100 обучающихся. Но и это не все. Есть немало школ (их более пяти с половиной тысяч), в которых учатся 20 человек и менее. Затраты на одного ученика в них в 3-4 раза больше, чем в городской школе, а качество резко проигрывает последней. Поэтому и остро встал вопрос о поддержке сельской школы, о ее реструктуризации, которую нужно проводить разумно, осторожно, выдвигая на первый план задачу качественного образования сельских школьников. Кстати, закрытие школы согласно закону РФ возможно только с учетом мнения “схода” жителей данной деревни. С другой стороны, сегодня мы должны перед родителями ставить вопросы о том, в какой все-таки школе они хотят учить своих детей, в настоящей или мнимой.
Реструктуризация сельских школ – понятие широкое и включает в себя комплекс разных программ. Одна из них – “Школьный автобус”, которая наиболее успешно реализуется там, где есть инфраструктура дорог (как, например, в Самарской, Ростовской, Ярославской областях, в Ставропольском крае). Для Сибири, Дальнего Востока, Якутии (большие расстояния, сложный климат) более подходящий вариант – пятидневные школьные интернаты для старшеклассников (подчеркиваю, именно для старшеклассников, поскольку начальные сельские школы нужно сохранять…). В других регионах можно открывать так называемые интернаты на четверти, куда после 9-го класса школьники будут выезжать для того, чтобы получать качественное образование. Как если бы, например, они поехали учиться в ПТУ, в техникумы и проживали вдали от родителей в общежитии.
Есть и другая перспектива улучшения качества образования в сельских школах, Она связана с компьютеризацией, новыми информационными технологиями, с передвижными лабораториями по предметам естественно-математического направления. Сейчас такой эксперимент проводится в ряде регионов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте