Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– В самом деле, по проекту стандарта общего образования высказываются разные точки зрения. Оппоненты самой идеи, а их число значительно меньше ее сторонников, по-прежнему считают, что стандарты не нужны вообще. Другое мнение, которое звучит в вопросе, выражает следующую позицию: стандарт требует детальной конкретизации, вплоть до представления конкретных измерителей уровня подготовки ученика.
Отмечу, что государственный образовательный стандарт отвечает двум критериям, с одной стороны, он должен обеспечивать сохранение единого образовательного пространства в стране, с другой – не сковывать академические свободы учителя, его творческий поиск.
После длительных поисков путей реализации отмеченных требований удалось найти приемлемую форму. Сегодня законодательно и нормативно содержание образования реализуется на трех уровнях: стандарт, примерная учебная программа и конкретный авторский учебник.
Государственный образовательный стандарт, закрепляемый законом, обязателен для выполнения всеми образовательными учреждениями и всеми педагогами. В силу своей обязательности и одновременно необходимости сохранения академических свобод стандарт определяет содержание образования крупными дидактическими единицами, а они в свою очередь подлежат дальнейшей конкретизации в программах и учебниках. В стандарте содержание образования должно излагаться на достаточно высоком уровне обобщения. В противном случае он будет сковывать свободу творчества учителя. Этого допустить нельзя. Именно поэтому уровень изложения содержания образования, закрепляемый стандартом, как я уже отметил, должен создавать возможности для его последующей интерпретации.
Эта интерпретация осуществляется авторами учебных программ и учебников. Здесь необходимо отметить, что если ранее учебные программы были “типовыми”, то сегодня они “примерные”. Программы детализируют содержание образования, представляемое в стандарте, до уровня реального учебного процесса. Но программы “примерные”, значит, их может быть несколько. Программа не сковывает свободы конкретного педагога. Он может положить в основу своей деятельности любую программу. Более того, он должен разработать свою рабочую учебную программу.
И, наконец, третий уровень, когда содержание образования разрабатывается авторами учебников, которые реализуют образовательный стандарт и определенную примерную программу. Как известно, ни один учебник не является обязательным, но наиболее педагогически совершенные из них Министерство образования “допускает” или “рекомендует” для использования в учебном процессе.
С учетом вышесказанного и необходимо подходить к обсуждению уровня обобщения содержания образования, представленного в проекте государственного образовательного стандарта общего образования.
Комментарии