search
main
0

Говорят, что ЕГЭ и ГИФО сделают высшее образование более доступным…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

Это действительно так. ЕГЭ и ГИФО – две составляющие одного процесса, который должен не только привести к расширению общедоступности высших учебных заведений, но обеспечить справедливость поступления в вузы. Почему эта проблема вышла в последнее время на первый план? Ответ очевиден: современному цивилизованному обществу необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имели высшее образование. В России эта цифра не достигает 20%. Существующая система высшего профессионального образования не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах. Кроме того, отсутствие равного доступа выпускников школ из различных регионов, из семей с низкими доходами, из сельской местности к поступлению в ведущие вузы страны, разрыв между уровнями подготовки в школе и требованиями в высших учебных заведениях, процветание репетиторства, платных курсов, недостаточная связь с рынком труда как на федеральном, так и региональном уровне стали тормозом для развития в России высшего образования. Сама жизнь плюс мировой опыт подсказали выход: постепенное введение аналогов ЕГЭ и ГИФО.
Напомню, сверхзадача единого государственного экзамена – повышение уровня прозрачности конкурсов при приеме в вузы, а также объективная оценка качества обучения. Чтобы достичь этого, ЕГЭ проходит вне заведений, где учились выпускники, вне стен вузов, куда они будут поступать, и в максимально обезличенной форме (в письменном виде). На основании полученных результатов, никуда не выезжая, будущие студенты смогут направить свои данные в пять-десять вузов страны, а те отберут по итогам экзамена лучших. Сдав пять экзаменов, два из которых обязательные (математика и русский язык-литература), а три дополнительные – по профилю дальнейшего обучения, выпускник может стать студентом. Справедливо ли это? Конечно, да! Расширяется ли доступность? Тоже да, поскольку планируемые 40-50 % бесплатных мест в вузах займут молодые люди с высоким качеством знаний и независимо от их (или их родителей) материальных возможностей, места проживания.
Остальным же за собственное образование придется платить. Но теперь государство готово оказать этой части студенчества свое содействие в виде беспроцентных кредитов или государственных именных финансовых обязательств – ГИФО. Тем самым выравниваются шансы на получение высшего образования и среди тех, кто не сумел занять бесплатные места. Но взамен государство потребует от выпускника отработки определенного количества лет там, где такой специалист нужен. Существующая схема, когда вузы назначают стоимость обучения, которая никак не связана ни с успеваемостью в школе, ни с результатами вступительных экзаменов, ни с материальным положением семьи, сужает доступность высшего образования и по сути своей несправедлива. Если успешно завершится эксперимент по ЕГЭ и через три года (срок, установленный для его окончательного внедрения) он будет введен в масштабах всей страны, а также заработает система ГИФО, можно ожидать серьезных перемен в сфере высшего образования. И “три кита” программы модернизации российского образования, принятой недавно Правительством РФ, – доступность, качество и эффективность станут реальностью.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте