Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Действительно, в законе написано о создании аттестационной службы. Но почему-то все решили, что это должна быть отдельная организация. Причем, судя по задачам, очень громоздкая, ведь она должна аттестовывать учреждения, начиная от дошкольных и заканчивая послевузовским образованием. Нужна ли еще одна бюрократическая структура, которая потребует на свое содержание немалые деньги? В Плане действий правительства – более гибкая формулировка. Там говорится о создании государственной системы аттестации. Должно быть ясно, кого аттестует субъект Федерации, кого федеральные министерства. Причем совершенно неправильно разрывать аттестацию образовательных учреждений с аттестацией педагогических работников. Например, аттестацию директора школы и аттестацию самой школы. В конце июля Минюст зарегистрировал приказ Минобразования “Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”, которое мы готовили совместно с ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ около 2 лет. По общему мнению, новое положение снимает те наслоения, которые возникли за десятилетие со времени утверждения предыдущего варианта. К федеральному документу на уровне области, муниципалитета, школы что-то все время добавлялось: к учителю предъявлялись дополнительные требования, запрашивались какие-то особые бумаги для аттестации. В результате это приобрело характер пирамиды, груз которой мы постарались снять с рядового педагога, прописав обязательный перечень требований, который будет един для всех регионов, школ и т.д. Упор сделан на фактические достижения человека, а не на теоретические работы, которые он должен был представить при предыдущей процедуре. Чуть ли не диссертацию надо было написать, чтобы претендовать на следующий разряд! Следующий ход в развитии системы аттестации – принятие единых критериев. Подготовлен приказ Минобразования “О тарифно-квалификационных характеристиках, объемных показателях и требованиях по оценке квалификации и профессиональной компетентности работников образовательных учреждений”. Он сейчас находится на регистрации в Минюсте. Два-три года поработаем по новому положению и снова вернемся к его совершенствованию. В документе все сразу не предусмотришь, жизнь богаче любых, даже хорошо продуманных схем. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что в ближайшие годы начнется эксперимент по внедрению единого национального экзамена. В практику аттестации могут быть внесены принципиальные изменения. Ведь по итогам единого национального экзамена в масштабах города или села сразу будет видно, классы каких учителей сдают экзамен лучше. Возможно, не нужно будет даже никакой формальной аттестации, к такому преподавателю ученики будут сами стараться попасть на учебу в первую очередь. Вот это и будет лучшим показателем, лучшим критерием оценки деятельности педагога и школы.
Комментарии