search
main
0

Говорят, что…

…министр образования совсем забыл о дошкольном образовании.

– Это не так. Более того, дошкольная тема приобретает особую актуальность именно сейчас в связи с переходом на 12-летнее обучение, введением новой структуры общего среднего образования, наконец, сокращением рождаемости. От традиционного взгляда на детский сад, где работающие родители “хранят” своего ребенка, мы приходим к тому, что дошкольное образование – очень важная, если не самая важная, ступень всей нашей системы обучения. Но при этом она должна состыковываться со всеми остальными ступенями, прежде всего с начальным образованием.

В большинстве развитых стран мира дошкольный этап завершается в 6 лет переходом ребенка в начальную школу. Так, кстати, поступили и в Белоруссии. Хотя движение в этом направлении определено решением Всероссийского совещания работников образования в Кремле, мы в один момент его не реализуем. Важно опираться не только на российские традиции, но и на российские возможности. Необходимо, чтобы общество, педагогическая общественность и работники дошкольных учреждений понимали необходимость изменений, которые неизбежно приведут к тому, что появятся новые программы, методики, по-другому надо будет реализовывать воспитательный процесс в детском саду. Уже сейчас тут много подводных камней.

Например, многие дошкольные образовательные учреждения стремятся реализовывать программы начальной школы, определяя занятия чтением, письмом, арифметикой, иностранным языком как дополнительные образовательные услуги. За них родители платят из своего кармана. Дальше “продвинутый” ребенок приходит в школу, где в классе есть те, кто вообще не посещал детский сад. Учитель вынужден разрываться между сильными и слабыми учениками, часто делая выбор в пользу последних, так как они больше нуждаются в помощи. В результате “продвинутым” становится неинтересно учиться, все предыдущие успехи идут насмарку. Разве такое дошкольное образование благо? Понятно, что многие директора детских садов стремятся развивать у себя элементы начальной школы из-за экономических проблем, но ведь дети не должны страдать ни в коем случае.

Вообще следует различать вопросы обучения и воспитания в дошкольном учреждении и вопросы содержания в нем ребенка, питания, ремонта здания. В рамках новой стратегии правительства предполагается, что образовательная деятельность в детском саду – это забота государства, за него вносится лишь символическая плата, а материально-технические проблемы должны решаться в основном родителями. Предусмотрен персонифицированный подход, когда обеспеченные мамы и папы должны платить больше, социально не защищенные семьи пользоваться социальной поддержкой вплоть до бесплатного содержания. Тогда это позволит лучше поддерживать сами учреждения и больше привлечь в них детей. Не секрет, что у нас сейчас дошкольным образованием охвачено всего лишь 45 процентов детей, тогда как, например, во Франции – 98,8. Даже в самые благополучные годы в СССР было более 80 процентов!

По новой стратегии правительства структура детского сада сохранится, но лучше, когда он интегрирован со школой, учреждением дополнительного образования. При этом мы должны развивать и другие формы дошкольного образования, в том числе 2-3-дневные (в неделю) посещения детского сада, консультации родителям для организации в семье дошкольного образования и т.п. Многообразие форм должно стремиться к одному – ребенок приходит в школу подготовленный, но не заученный, способный получать знания, но не забывший о том, что в детстве нет ничего лучше игры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте