Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
– К сожалению, система по борьбе с детской безнадзорностью оказалась полностью разрушена. Начнем с элементарного. Никто не может назвать точное число безнадзорных детей. Раньше местные органы образования регулярно предоставляли отчетные данные о том, сколько детей посещают школу, а сколько не посещают. В итоге легко было подсчитать общую сумму по стране. Сегодня эта статистика официально отменена. Все органы называют разные данные. Министерство образования говорит одно, прокуратура – другое, МВД – третье. Цифра колеблется от 500 тысяч до 2-3 миллионов. Причем никто не может объяснить методику, по которой производился подсчет. Когда мы спрашиваем, откуда взялась та или иная цифра, нам говорят: “Вы же газеты читаете, там написано”. Вот и весь ответ.
Сейчас правительство взялось разгребать ту огромную проблему, которая сложилась за последние годы. 11 марта вопрос по борьбе с детской безнадзорностью обсуждался на заседании правительства.
Был разработан очень подробный документ. Предусмотрен целый комплекс мер – от разработки системы статистики до создания при органах местного самоуправления специальных межведомственных комиссий с участием работников образования, МВД, прокуратуры, местных органов власти, представителей общественности и т.д., которые вели бы работу не только на уровне субъекта Федерации, а в каждом маленьком районном центре.
С другой стороны, премьер-министр особо обратил внимание Министерства образования и Комитета по спорту и туризму на необходимость воспитательной работы с детьми.
Если ребенок стал безнадзорным, он выпадает из системы образования и становится предметом заботы МВД, прокуратуры и т.д. А мы, Министерство образования и Госкомспорт, обязаны сделать так, чтобы дети не становились безнадзорными. Мы должны принимать предварительные, превентивные меры.
Не секрет, что последние восемь лет воспитательная работа в школе практически отсутствовала. Сегодня министерство начинает ее возрождать.
В ближайшем месяце мы завершим разработку комплексной программы воспитательной работы с учащимися всех уровней – и в школе, и в ПТУ, и в вузе. Эта программа будет охватывать все – и внеучебную работу, и работу в классе, и воспитание на уроках математики, и воспитание на уроках литературы…
Мы будем воссоздавать органы студенческого и ученического самоуправления, и вдобавок премьер-министр обратил на это особое внимание, заниматься внеучебной воспитательной работой. Надо создавать систему, куда бы дети могли пойти после школы.
В мае мы вынесем программу на парламентские слушания. И в июне ее надо принять, чтобы до начала учебного года она была отправлена во все учебные заведения России.
Конечно, здесь есть много трудностей. На заседании правительства Евгений Максимович Примаков говорил о том, что надо создавать в школах кружки, группы продленного дня и т.д. А я сидел и думал: первое – где на это взять деньги? Зарплату учителям не платят, а как платить к тому же за кружки или продленку? А второе – как заставить кого-то это сделать? Вертикаль управления разрушена. Ни наказать, ни приказать в субъекте Федерации я никому не могу. Никому. А можно только рекомендовать, рекомендовать и еще раз рекомендовать.
Поэтому важную роль предстоит сыграть общественности. Нельзя ждать, когда министерство сверху откроет кружки во всех школах. Оно не может этого сделать. Многое будет зависеть от органов местного самоуправления, от директоров школ. Задача общественности – оказать на них должное влияние.
Комментарии