search
main
0

Говорят, что…

…скоро в соответствии с решением министерства все педагогические вузы сольются с классическими университетами.

– Да, такие идеи были и по-прежнему обсуждаются в педагогической общественности. Кроме того, у нас в министерстве находятся подобные предложения из многих администраций субъектов Федерации. Все это, конечно, не случайно. Когда педвузы расширяют спектр специальностей, например вводят подготовку юристов, экономистов, в регионах возникает фактически еще один классический университет. Иногда это происходит из конъюнктурных соображений, не обеспечено должными кадрами и качеством образования.

Министерство не может не прислушиваться к мнениям с мест, но на данном этапе задача – слить все педвузы с классическими университетами – не стоит и никаких стимулирующих мер в этом направлении мы не принимаем. Будущее покажет.

Вопрос скорее в целом о концепции педобразования. Внедрение нового содержания образования в средней школе невозможно без пересмотра основ подготовки тех людей, которые его будут реализовывать. Почему мы единым образом готовим учителей как для маленькой сельской школы, так и гимназии с углубленным изучением ряда предметов? Не случайно особым спросом в “продвинутых ” учебных заведениях пользуются не выпускники педвузов, а классических университетов – физики, математики и т.д.

Вызывает вопросы подготовка по так называемым сдвоенным профессиям. Только 20 процентов выпускников по истечении трех лет используют вторую специальность, в основном те, кто работает в сельской местности. Стоит ли тратить государственные деньги, снижать определенным образом качество образования (все-таки за пять лет двум специальностям без ущерба знаниям обучить сложно) ради только одной пятой студентов?

Сейчас, когда все ветви образования оказались в рамках одного министерства, есть уникальный шанс использовать в совершенствовании педагогического образования опыт других высших учебных заведений страны. Например, когда вводилась многоуровневая подготовка специалистов по системе “бакалавр – магистр “, в системе Госкомвуза все прошло нормально, а вот тогдашний Минобразования пошел по своему пути, в результате многие педвузы отнеслись к ней критично.

Никто не спорит: российская система подготовки учительских кадров, которая сложилась за многие годы, уникальна, ее надо совершенствовать, а не ломать, отказываться от полезного и подтвержденного временем неразумно. Но это не значит, что систему не надо реорганизовывать, менять в соответствии с велениями времени. На мой взгляд, необходимо улучшать структуру подготовки, качество образования, усилить психолого-педагогическую направленность.

В связи со спадом рождаемости мы не можем в полном объеме сохранить подготовку педагогов. Необходимо будет реорганизовать систему педагогических колледжей, возможно, многие из них войдут в состав педвузов. Таким образом, мы сможем решить еще одну проблему – подготовку учителей для начальной школы с высшим образованием.

В любом случае реорганизация педагогического образования не должна проводиться кавалерийскими наскоками, российский учитель слишком значим для общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте