…появление нового положения о лицеях и гимназиях может вызвать возмущение инновационных школ, которые не любят, когда их работу регламентируют.
– Сегодня проблема не в избытке положений, опасных для инновационных учреждений. Напротив, из-за нехватки соответствующих положений об УВК, лицеях и гимназиях возникла опасность их закрытия и уничтожения. Например, учителя, работавшие в учебно-воспитательных комплексах, сейчас сталкиваются с трудностями при оформлении пенсий, потому что УВК в свое время не были упомянуты в соответствующем перечне общеобразовательных учреждений.
Мы не стали готовить отдельное положение о лицее, еще одно – о гимназии и т.д. – это негибкий подход. Сейчас министерство занимается подготовкой нового типового положения об общеобразовательном учреждении в целом. В нем будут даны определения и этим новым видам учебных заведений.
На данном этапе этот документ находится на согласовании с регионами. Получив также отзывы от других министерств и ведомств, в первом квартале 2000 года мы внесем его на утверждение в Правительство РФ.
Никаких особых нововведений не предполагается. Важно, чтобы в документе были прописаны государственные гарантии качества образования для наших граждан. Ведь придумать можно все, что угодно. На недавнем заседании пресс-клуба, например, мы выслушали от журналистов массу критики в адрес предлагаемых курсов валеологии, которые фактически заменяют программы полового воспитания, запрещенные министерством.
Есть масса фактов, когда в школу попадают учебники, не получившие никакой рекомендации – ни министерства, ни федерального экспертного совета, ни даже местного органа управления образованием.
Поэтому, с одной стороны, надо установить ответственность и контроль за реализацией образовательных программ в инновационных учреждениях. А с другой стороны, мы не должны допустить возврата к невариативной школе, запрета инновационных подходов к образованию, иначе мы лишимся сильной экспериментальной базы. Поэтому очень важно сочетать государственные гарантии качества образования с возможностью реализации инновационных программ. Здесь нужно искать компромисс.
Если мы хотим, чтобы было одинаковое понимание в масштабах страны, мы должны прийти к некоторому единообразию. Сегодня в одном городе школа называется лицеем, а в другом точно такая же по профилю – гимназией. Другое дело, не должно быть массовой кампании: вышло положение – всем срочно переименоваться. Если при очередной аттестации комиссия решит, что учебное заведение не соответствует, например, критериям гимназии, оно должно будет сменить название либо обеспечить заявленный уровень. То же самое будет происходить с университетами. Те, которые при очередной аккредитации не попадут в категорию университетов, должны будут стать институтами.
Целый ряд положений в документе будет отражать автономию образовательных учреждений. Например, сейчас мы столкнулись с проблемой создания попечительских советов. Мы не можем сверху прописать их функции и задачи. Дело в том, что в 35-й статье Закона “Об образовании”говорится, что в школе могут действовать различные формы самоуправления – родительские собрания, комитеты, попечительские советы. И полномочия этих советов определяются уставами самих образовательных учреждений. Поэтому в типовом положении должно быть отражено следующее: каждая школа при утверждении своего устава обязана прописать, какой орган общественного самоуправления и контроля при ней действует и каковы его функции.
Комментарии