Слово «толерантность» я впервые узнала в школьные годы, прочитав в каком-то фантастическом рассказе фразу: «Он нетолерантный, поэтому его нельзя назначить на должность». Заинтересовало, что же это за качество такое. Объяснение в словаре иностранных слов не помогло, потому что по причине юного возраста я не могла себе представить, что такое нетерпимость по отношению к людям. Мама-библиотекарь, как обычно, помогла разобраться, и понятие осталось в моей памяти.
В бытовом смысле английское
tolerate
, происходящее от латинского
tolerare
, означает
терпеть, выносить, принимать
. Если в прошлые века имелась в виду в основном способность переносить трудности или неспособность употреблять что-то в пищу, то в последние годы \”толерантность\” и \”нетолерантность\” обрели другой смысл. Теперь оба слова часто употребляются в разговорах о различных верованиях, жизненных устоях и способности человека воспринимать чужое, непривычное, непонятное без враждебности. Как быть, если подобные темы спонтанно возникают на уроках?
Давайте посмотрим на вечную школьную триаду: учитель – ученик – родитель. Начнём с себя.
Можем ли мы, педагоги, научить детей толерантности? Да, при условии, что мы сами обладаем этим важным качеством. За четверть века работы мне неоднократно приходилось слышать ужасающие в своей нетерпимости высказывания коллег, как в приватной атмосфере учительской комнаты, так и на родительских собраниях. «Тупизм!» – громко провозглашала учительница русского языка незадолго до выпускных экзаменов, говоря о своих питомцах. Подозреваю, она по сей день не ведает, что именно таким прозвищем ее из года в год награждают дети и их родители. «Мне надо, чтобы они сидели по стойке «смирно», поднимали руку под прямым углом и голос подавали только с моего разрешения!» – сетовала учительница начальных классов. Напомню старинную мудрость: если ребёнок ведёт себя очень тихо и смирно, что-то не в порядке.
И есть много прекрасных учителей, которые понимают простую истину: мы обязаны учить всех, умных, глупых, флегматиков, хулиганов, красавцев и некрасивых. Полезно помнить некоторые биографии. Например, в музее в Таганроге хранится нелицеприятный отзыв учительницы русского языка об учащемся Антоне Чехове, который, по её мнению, ни на что не способен. Алексей Толстой страдал дислексией и часто обращался за помощью к членам семьи, спрашивая, к примеру, как пишется «вокзал», через «г»? Не спешите навешивать ярлыки, постарайтесь в каждом ребёнке разглядеть искру таланта!
Если в семье лад, как правило ребёнок способен нормально вести себя и в школе. Если родители постоянно ссорятся, если они просто безответственные люди, то ситуация усложняется. И главная сложность – нет никаких закономерностей. Кто-то будет следовать примеру родителей, а другой будет изо всех сил стараться выстроить совсем другую жизнь. У кого-то вся семья – ученые или медики, а ребёнок мечтает быть шофёром. У девочки рабочая семья, а она мечтает поступить в вуз. И здесь незаменим учитель. Именно ваша поддержка поможет юноше или девушке, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Говорю по собственному опыту, а также опираюсь на опыт талантливых коллег, чьей доброты и понимания хватает на годы работы.
Хорошо, если удаётся наладить контакт с родителями или родителем, или с бабушкой и дедушкой, с опекуном, то есть с тем, кто несёт ответственность за ребёнка вне школы. Тогда мы все работаем сообща и обычно получаем хороший результат.
Часто дети повторяют то, что слышат дома, не задумываясь о том, что их слова могут задеть других. Что делать? Никогда не устраиваю разбирательств, длинных объяснений, не ругаю. Есть разные способы помочь школьникам задуматься о мире, в котором они живут. В старой шутке о том, что длительность внимания среднего ребёнка составляет 15 секунд, а подростки и вовсе нас не слушают, есть доля истины. Сегодня даже у младших школьников в ушах часто вставлены наушники, и вместо нас они слушают популярную музыку.
Все мои ученики участвовали в международных проектах и постепенно с моей помощью принимали простую истину: быть другим не значит быть плохим. Толерантное отношение к партнёрам по проектам из других стран позднее помогало и в общении с одноклассниками. Постепенно дети осознавали, что, если кто-то выглядит непривычно, отмечает другие праздники, живет в других климатических и жилищных условиях, то это означает, что мы кажемся им такими же экзотичными, как они нам. Из года в год, например, школьники из других стран задавали нам один и тот же вопрос: почему мы все белые? А ведь мы в анкетах не указываем расовую принадлежность. Вряд ли кто-то из нас сознательно видит себя белым человеком. При общении с американцами расовая принадлежность сразу оказывается одной из тем обсуждения или просто упоминается как нечто привычное.
Все связанные с религией, вероисповеданием вопросы требуют большого такта. Мы не можем знать всего, что происходит дома, и нам не нужно вторгаться в личную жизнь учащихся. Но мы можем и должны обращать внимание на проявления нетолерантности по отношению к другим обычаям. Если в классе оказываются ученики разных национальностей, в чьих семьях исповедуют иную веру, чем наша, полезно помнить, что все дети имеют право на образование. Необходимо объяснить ребятам, что права подразумевают и обязанности, а именно обязанность следовать законам той страны, в которой они живут.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”
Комментарии