search
main
Топ 10
В Рособрнадзоре напомнили о минимальных баллах ЕГЭ В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии Восемь золотых медалей завоевала российская сборная на Азиатской физической олимпиаде Досрочно завершили учебный год и перенесли ЕГЭ в приграничных районах Белгородской области Как и в какие сроки подавать апелляцию ОГЭ И ЕГЭ В Рособрнадзоре заявили, что выявлять нарушения на ЕГЭ помогает нейросеть Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю Наслаждаться участием в конкурсе: лучшие педагоги столицы рассказали о своих впечатлениях от профессиональных состязаний Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В России открывают первую научную детскую площадку Сельским учителям-новоселам в Хакасии будут предоставлять квартиры Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями В «Мусейоне» изучили уникальную авторскую методику арт-терапии Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Московская театральная школа Олега Табакова приглашает на прослушивания молодых талантов Минпросвещения разработало проект Концепции развития дошкольного образования
0

Готовы ли вузы к новому поколению стандартов?

– Интеграция России в мировую систему высшего профессионального образования при сохранении достижений отечественной высшей школы – один из основных принципов государственной политики в сфере образования. Это зафиксировано в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и в соответствии с Концепцией модернизации образования, с Основными направлениями развития системы образования мы работаем в той или иной сфере. Как же эти принципы государственной политики реализуются на практике? Коллегия Министерства образования и науки РФ в 2004 году рассмотрела и затем утвердила план мероприятий по выполнению положений Болонской декларации в системе российского высшего образования на 2005-2010 годы. Минобрнауки РФ предпринимает последовательные шаги по выполнению этого плана. Контролирует его реализацию группа по осуществлению Болонских принципов в России, созданная Минобрнауки РФ.

Для реализации запланированных мероприятий приказом министра утвержден перечень головных вузов и организаций, которые занимаются развитием системы отечественного высшего образования в соответствии с Болонской декларацией. Утвержден также перечень вузов, координирующих в федеральных округах реализацию основных целей развития системы ВПО. Сейчас в этой работе принимают участие более 60 высших учебных заведений.

Нужно отметить, что одна из первых целей развития ВПО на основе двух основных уровней – бакалавриат и магистратура – успешно достигается в некоторых вузах, хотя нельзя сказать, что до болонских инициатив не существовало этой двухуровневой системы. У нас работает уже второе поколение государственных образовательных стандартов, которые ввели в России степени бакалавров и магистров. Поэтому система подготовки вариативных образовательных программ существует уже и сегодня. В то же время и без болонских инициатив мы понимаем, что наша система ВПО требует модернизации. Мы знаем, что наши выпускники, мягко говоря, в недостаточной степени востребованы на рынке труда. Поэтому работа по подготовке поправок в законодательные акты, в частности, в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» идет уже второй год. В контексте этих поправок о двухуровневой системе образования и разрабатываются государственные образовательные стандарты третьего поколения. Все, что связано с реализацией этих стандартов, с новым перечнем направлений подготовки и специальностей ВПО, квалификациями, которые будут предусмотрены этим перечнем, потребует новой организации деятельности высших учебных заведений. Стандарты будут построены на новом компетентностном подходе, совершенно ином, чем в первом и втором поколении, существенно усилится автономия вузов. К разработке тех компетенций, которые должен будет приобрести выпускник высшего учебного заведения, или профессиональных стандартов, сегодня привлекают работодателей. Российский союз промышленников и предпринимателей, как известно, активно включился в эту деятельность и вместе с ассоциациями работодателей представит профессиональные стандарты, которые будут использоваться и при разработке основных образовательных стандартов третьего поколения. В ближайшие дни в Минобрнауки РФ пройдет коллегия по модернизации высшего профессионального образования, которая утвердит концептуальные подходы к новому перечню, макет стандартов третьего поколения.

Внедрение этих стандартов потребует совершенно новых технологий организации учебного процесса, в том числе введения зачетных единиц. На сегодняшний день Российский университет дружбы народов – базовый вуз, который проводит эту работу, по-новому выстраивая учебный процесс, вводя модульную организацию и модульно-рейтинговое асинхронное обучение. Информации, возможно, обо всем этом и недостаточно, но, с другой стороны, студентам следует внимательнее изучать сайты головных вузов, которые выполняют роль координаторов работ, ведь вся информация по результатам на этих сайтах размещается.

Многое делается в порядке эксперимента, поэтому нормативных актов пока немного. Но они разрабатываются, и мы надеемся на помощь профсоюза, чтобы вузы все-таки получали информацию, осваивали ее уже сейчас и подготовились к тому моменту, когда новая система будет введена.

Мы организовали мониторинг реализации Болонских инициатив в России, который выполняет национальный Фонд подготовки кадров. На его сайте также есть доступная информация. Например, в рамках мониторинга проведено исследование «Болонский процесс глазами студентов», результаты которого нас очень насторожили. Была сделана выборка по всем федеральным округам, и оказалось, что не более 20% студентов слышали о двухуровневой системе подготовки как таковой. Это свидетельствует о том, что наши преподаватели об этом не знают и не говорят.

В рамках Болонского процесса выпускники должны получать приложение к диплому. В результате мониторинга мы выяснили, что только 68 вузов выдают такое приложение, хотя в принципе это может делать каждое учебное заведение. 58 из этих вузов – государственные, остальные – негосударственные. Причем все они выдают приложение за деньги, хотя в Болонской декларации сказано: студенты должны получать их бесплатно. Что мешает вузам это делать? Ничего, нужна только инициатива и добрая воля, но они их не проявляют.

Очень важен для вузов и для всей системы в целом вопрос качества обучения, который напрямую связан с дальнейшим трудоустройством и востребованностью выпускников. Когда учебные заведения сами проявили инициативу по созданию внутривузовских систем качества, когда в Федеральном агентстве по образованию мы посмотрели в 2004 году на эту практику, когда Федеральная служба по надзору ввела в аккредитационные показатели требования о наличии таких систем в каждом вузе, возникла проблема создания некоторой типовой модели. Причем, терминология несколько «плывет», она еще не устоялась, идет разговор о внутривузовских системах управления качеством, о системах менеджмента качества, о системе качества образовательного учреждения. В рамках Федеральной целевой программы второй год идет работа над проектом типовой модели. В прошлом году она была разработана и размещена на сайте Рособразования. В этом году проходит апробация, а в следующем мы планируем ее внедрение.

Нужно, конечно, признать, что преподаватели очень мало информированы о Болонском процессе. Это отмечалось и 24 ноября 2006 года на заседании группы по осуществлению Болонских принципов в России, когда рассматривался проект национального доклада, который Министерство образования и науки РФ должно представить для совещания министров образования стран-участниц Болонского процесса 2007 года. Министерство упрекнуло нас и отметило, что, по-видимому, нужно говорить не «Болонья глазами студентов», а «Болонья глазами преподавателей и ушами студентов». Молодые люди, конечно, пользуются интернетом, но то, что говорит преподаватель, воспринимается намного лучше. Мы должны обеспечить понимание и восприятие преподавательской среды, потому что это государственная политика, и наша задача вместе с профсоюзами – донести до каждого преподавателя один из ее принципов – участие в Болонском процессе.

Участвуя в Болонском процессе, мы сможем продвинуть нашу собственную национальную систему на европейском рынке, так как прежде всего получим высокое качество российского образования. Важно, чтобы все инициативы, которые формируются сейчас в Европе, учитывали наши национальные традиции и опыт.

Елена ПОПОВА, заместитель начальника отдела учреждений высшего профессионального образования Федерального агентства по образованию

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте