Мои подготовишки – сплошь лидеры, знайки! Чего только не впустили они в свои любопытные ушки и глаза! Чем только не захламили они свои растрёпанные и причёсанные головки. Они буквально всё знают! Особенно Денис. Маленький, худощавый, дерзкий «вояка» каждый день ведёт решительную борьбу с взрослыми, которые не понимают, что есть надо одни только сосиски и конфеты, а говорить не обычные, а запретные слова… История, о которой я хочу рассказать, началась с крика «вояки»: «Кто знает число «гугол»? Это самое большое число!».
Это единица, после которой нулей…, – диктуя, пишу мелом миллионную степень. tOa, -!
И тут меня охватила непреодолимая жажда поспорить и усмирить моего знайку. Я спокойно ответила, улыбаясь:
– Ну, прямо! Это число не самое большое.
– Да вы просто не знаете! Я…Я… Кто за то, что «гугол» – самое большое число, поднимите руку! – прокричал Денис, занимая оборонительную позицию.
Тут же образовались две группы \”учёных\”. Первая – поддерживала «гугол», а вторая не поддерживала, надеясь на меня.
Послышались тихие голоса некоторых сторонников «гугла»:
– Я за тебя, Денис.
– И я…
– И я за тебя…
– «Гугол» – самое огромное число! – не унимался мой оппонент.
– Самое огромное число? – уточнила я, выделяя слово \”самое\”.
– Да!
– Такого нет, – спокойно сказала я.
– Да я вам… я вам… докажу! Дайте мне пачку бумаги… пожалуйста.
Последнее слово он выдавил нехотя.
Я принесла ему маленький лист для записок.
– Гугол невозможно здесь написать, как вы не поймёте! Не-воз-мож-но! Это число состоит из единицы и миллиона нулей, – жестикулировал \”учёный\” борец за правду.
– Денис, я уверяю тебя, что когда ты пойдёшь в школу и начнёшь учиться серьёзно, ты сможешь написать это число на ещё меньшем клочке бумаги.
– Да я и так знаю-у-у-у, говорю вам!
Понимая, что не сможет написать число, мой спорщик сел в кресло, сложил руки. Смотрю, подошёл «союзник». Слышу тихую беседу: «Всё равно мой отец больше знает. Ему – пятьдесят пять, а воспитательнице всего сорок пять. Пятьдесят пять – больше».
Мальчишки захихикали, удовлетворённые этим выводом.
Я сделала вид, что не слышу их разговор.
Спор закончился. Всё пошло своим чередом.
Возвращаясь домой, я невольно вспомнила моего «вояку» Дениса. Как он хотел, чтобы его заметили, оценили по достоинству. И вдруг… я поняла! Я поняла, что завтра с детьми надо поговорить о математике.
Прибежала домой и, обложившись энциклопедиями, бороздя странички Интернета от Яндекса до Гугла, начала искать интересную информацию о больших числах.
Ночью мне снились десятки, возведённые в степени гугол, гуголплекс, гуголплексплекс… Десятки висели в пустоте, вертясь вокруг своей оси, посверкивая блестящими боками и лестницей уходя в гуголплексовую бесконечность.
– Ну, великие математики, собираемся на Круг, – обращаюсь я утром к моим маленьким друзьям.
(Замечу в скобках, что Круг – это занятие, во время проведения которого дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом для более близкого, дружественного общения).
Конечно, они бегут, влекомые не столько словом «математики», сколько словом \”великие\”. О, с какой жадностью и вниманием они слушают историю про американского учёного Эдварда Каснера и его девятилетнего племянника Милтона! Ведь именно он, Милтон Сиротта, назвал единицу с сотней нулей \”гугол\”! Как гордятся мои малыши тем, что мальчик Милтон так возвеличил их детскую братию в глазах всего математического мира!
– Ну, а сейчас – путешествие в мир больших чисел! Кто готов? – обратилась я к ребятам.
Как можно задавать такие вопросы друзьям Милтона? Готовы все!
– Но прежде чем мы с вами услышим названия этих чисел, – продолжала я, – скажите, друзья, а вы знаете число «единица и один ноль»?
Дружное «Десять!» было началом. Так же дружно дошли до «миллиарда».
Однако мои математики недоумённо завертели головами, когда услышали:
– А как называется число «единица с двенадцатью нулями»?
Переглядываются, молчат. Говорю:
– Триллион.
Негромко прозвучавшее «А-а!» некоторых знатоков, было одновременно и оценкой, и возникшим в памяти воспоминанием.
Затем, под радостное оживление аудитории, прозвучали названия квадриллион, квинтиллион, секстиллион, и с каждым новым «иллионом» (кстати, их было не так уж много) и количеством нулей после единицы мои мальчишки чуть не рыдали от восторга, девочки таращили глазки и многозначительно кивали друг другу, выражая удивление.
– Ну и вот вам, ребятки, название числа «единица с тремя тысячами тремя нулями».
Смотрю, у моих знаек захватило дух…
– Миллеиллион!.. Пока других научных названий нет, – закончила я.
– Вау!.. Это же монстры-ы!.. – сказал кто-то из детей.
Вот вам детское воображение.
Они хотели ещё, ещё чего-то большого, огромного, невообразимого. Сделав паузу, я сказала:
– Могу ещё вам поведать, как Денис открыл новое число.
«Вояка» чуть повёл бровью, силясь понять, что значат мои слова.
– А оно больше «гугла»? – раздались голоса.
– Больше.
– А оно больше миллеиллиона?
– Больше. Это единица, после которой нулей…, – диктуя, пишу мелом миллионную степень.
– Миллион нулей?!.. А как оно называется?
Конечно, я помнила его ненаучное название, связанное с гугол плексами, но все \”плексы\” были отодвинуты мной на второй план.
– Если бы Милтон Сиротта стоял сейчас у доски, я думаю, он назвал бы это число ДЭНИ-ЭС, – сказала я и написала по-английски Deny-S.
– А по-русски это пишется так…, – произнесла я, «печатая» Дени-С.
– Ой, это же написано «Денис», – произнесли все знайки.
Лёгкая улыбка промелькнула на лице учёного «вояки». Но я-то знала, что медные трубы гремели в его ушах, ослепительные фейерверки блистали в его честь. Вот она – слава!!!
– А это число самое большое? – спросил кто-то из ребят, и наш герой встал, поднял руку и громко, почти скороговоркой, сказал:
– Конечно, нет! Ведь числам нет конца!
Ребята смотрели на меня в ожидании ответа. Они все были готовы идти, узнавать, стремиться вперёд.
– Да, числам нет конца, как нет конца познаниям.
Воцарилось молчание.
– Ну, что, вперёд к новым знаниям?
– А первая ступенька на этом пути – шко…
– Школа! – крикнули они, предугадав мною недосказанное слово.
Я предвижу критику со стороны моих коллег, предвижу улыбки математиков, случайно прочитавших рассказ, но для меня и моих детишек эта история путешествия к большим числам, с «открытием» ещё одного большого числа, была очень интересна и важна.
Я будто услышала позывные, зашифрованные в названиях чисел, обращённые к людям, к каждому из нас, будь то взрослый или ребёнок:
GOtOGOaL, DENY-S!
СТРЕМИСЬ К ЦЕЛИ, ДЕНИС!
СТРЕМИСЬ К ЦЕЛИ, ЧЕЛОВЕК!
И пусть эта цель будет ясной, чистой, светлой и, по словам Добролюбова, приведена к простому знаменателю: «Чтоб всем было хорошо».
И если это так, иди к этой цели, как бы ни был труден путь к ней.
Екатерина Коваленко, воспитатель подготовительной к школе группы №2 детского сада №430 Москвы
Иллюстрация с сайта http://www.myuniversal.ru/
Комментарии