search
main
0

Готовность номер один. История путешествия к большим числам

Мои подготовишки – сплошь лидеры, знайки! Чего только не впустили они в свои любопытные ушки и глаза! Чем только не захламили они свои растрёпанные и причёсанные головки. Они буквально всё знают! Особенно Денис. Маленький, худощавый, дерзкий «вояка» каждый день ведёт решительную борьбу с взрослыми, которые не понимают, что есть надо одни только сосиски и конфеты, а говорить не обычные, а запретные слова… История, о которой я хочу рассказать, началась с крика «вояки»: «Кто знает число «гугол»? Это самое большое число!».

Это единица, после которой нулей…, – диктуя, пишу мелом миллионную степень.   tOa, -!

И тут меня охватила непреодолимая жажда поспорить и усмирить моего знайку. Я  спокойно ответила, улыбаясь:

– Ну, прямо! Это число не самое большое.

– Да вы просто не знаете! Я…Я… Кто за то, что «гугол» – самое большое число, поднимите руку! – прокричал Денис, занимая оборонительную позицию.

Тут же образовались две группы \”учёных\”. Первая – поддерживала «гугол», а вторая не поддерживала, надеясь на меня.

Послышались тихие голоса некоторых сторонников «гугла»:

– Я за тебя, Денис.

– И я…

– И я за тебя…

– «Гугол» – самое огромное число! – не унимался мой оппонент.

– Самое огромное  число? – уточнила я, выделяя слово \”самое\”.

– Да!

– Такого нет, – спокойно сказала я.

– Да я вам… я вам… докажу! Дайте мне пачку бумаги… пожалуйста.

Последнее слово он выдавил нехотя.

Я принесла ему маленький лист для записок.

– Гугол невозможно здесь написать, как вы не поймёте! Не-воз-мож-но! Это число состоит из единицы и миллиона нулей, – жестикулировал \”учёный\” борец за правду.

– Денис, я уверяю тебя, что когда ты пойдёшь в школу и начнёшь учиться серьёзно, ты сможешь написать это число на ещё меньшем клочке бумаги.

– Да я и так знаю-у-у-у, говорю вам!

Понимая, что не сможет написать число, мой спорщик сел в кресло, сложил руки. Смотрю, подошёл «союзник». Слышу тихую беседу: «Всё равно мой отец больше знает. Ему – пятьдесят пять, а воспитательнице всего сорок пять. Пятьдесят пять – больше».

Мальчишки захихикали, удовлетворённые этим выводом.

Я сделала вид, что не слышу их разговор.

Спор закончился. Всё пошло своим чередом.

Возвращаясь домой, я невольно вспомнила моего «вояку» Дениса. Как он хотел, чтобы его заметили, оценили по достоинству. И вдруг… я поняла! Я поняла, что завтра с детьми надо поговорить о математике.

Прибежала домой и, обложившись энциклопедиями, бороздя странички Интернета от Яндекса до Гугла, начала искать интересную информацию о больших числах.

Ночью мне снились десятки, возведённые в степени гугол, гуголплекс, гуголплексплекс… Десятки висели в пустоте, вертясь вокруг своей оси, посверкивая блестящими боками и лестницей уходя в гуголплексовую бесконечность.

– Ну, великие математики, собираемся на Круг, – обращаюсь я утром к  моим маленьким друзьям.

(Замечу в скобках, что Круг – это занятие, во время проведения которого дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом для более близкого, дружественного общения).

Конечно, они бегут, влекомые не столько словом «математики», сколько словом \”великие\”. О, с какой жадностью и вниманием они слушают историю про американского учёного Эдварда Каснера и его девятилетнего племянника Милтона! Ведь именно он, Милтон Сиротта, назвал единицу с сотней нулей \”гугол\”! Как гордятся мои малыши тем, что мальчик Милтон так возвеличил  их детскую братию в глазах всего математического мира!

– Ну, а сейчас – путешествие в мир больших чисел! Кто готов? –  обратилась я к ребятам.

Как можно задавать такие вопросы друзьям Милтона? Готовы все!

– Но прежде чем мы с вами услышим названия этих чисел, –  продолжала я, – скажите, друзья, а вы знаете число «единица и один ноль»?

Дружное «Десять!» было началом. Так же дружно дошли до «миллиарда».

Однако мои математики недоумённо завертели головами, когда услышали:

– А как называется число «единица с двенадцатью нулями»?

Переглядываются, молчат. Говорю:

– Триллион.

Негромко прозвучавшее «А-а!» некоторых знатоков, было одновременно и оценкой, и возникшим в памяти воспоминанием.

Затем, под радостное оживление аудитории, прозвучали названия квадриллион, квинтиллион, секстиллион, и с каждым новым «иллионом» (кстати, их было не так уж много) и количеством нулей после единицы мои мальчишки чуть не рыдали от восторга, девочки таращили глазки и многозначительно кивали друг другу, выражая удивление.

– Ну и вот вам, ребятки, название числа «единица с тремя тысячами тремя нулями».

Смотрю, у моих знаек захватило дух…

– Миллеиллион!.. Пока других научных названий нет, – закончила я.

– Вау!.. Это же монстры-ы!.. – сказал кто-то из детей.

Вот вам  детское воображение.

Они хотели ещё, ещё чего-то большого, огромного, невообразимого.  Сделав паузу, я сказала:

– Могу ещё вам поведать, как Денис открыл новое число.

«Вояка» чуть повёл бровью, силясь понять, что значат мои слова.

– А оно больше «гугла»? – раздались голоса.

– Больше.

– А оно больше миллеиллиона?

– Больше. Это единица, после которой нулей…, – диктуя, пишу мелом миллионную степень.

– Миллион нулей?!.. А как оно называется?

Конечно, я помнила его ненаучное название, связанное с гугол плексами, но все \”плексы\” были отодвинуты мной на второй план.

– Если бы Милтон Сиротта стоял сейчас у доски, я думаю, он назвал бы это число ДЭНИ-ЭС, – сказала я и написала по-английски Deny-S.

– А по-русски это пишется так…, – произнесла я, «печатая» Дени-С.

– Ой, это же написано «Денис», – произнесли все знайки.

Лёгкая улыбка промелькнула на лице учёного «вояки». Но я-то знала, что медные трубы гремели в его ушах, ослепительные фейерверки блистали в его честь. Вот она – слава!!!

– А это число самое большое? – спросил кто-то из ребят, и наш герой встал, поднял руку и громко, почти скороговоркой, сказал:

– Конечно, нет! Ведь числам нет конца!

Ребята смотрели на меня в ожидании ответа. Они все были готовы идти, узнавать, стремиться вперёд.

– Да, числам нет конца, как нет конца познаниям.

Воцарилось молчание.

– Ну, что, вперёд к новым знаниям?

– А первая ступенька на этом пути – шко…

– Школа! – крикнули они, предугадав мною недосказанное слово.

Я предвижу критику со стороны моих коллег, предвижу улыбки математиков, случайно прочитавших рассказ, но для меня и моих детишек эта история путешествия к большим числам, с «открытием» ещё одного большого числа, была очень интересна и важна.

Я будто услышала позывные, зашифрованные в названиях чисел, обращённые к людям, к каждому из нас, будь то взрослый или ребёнок:

GOtOGOaL, DENY-S!

СТРЕМИСЬ К ЦЕЛИ, ДЕНИС!

СТРЕМИСЬ К ЦЕЛИ, ЧЕЛОВЕК!

И пусть эта цель будет ясной, чистой, светлой и, по словам Добролюбова, приведена к простому знаменателю: «Чтоб всем было хорошо».

И если это так, иди к этой цели, как бы ни был труден путь к ней.

Екатерина Коваленко, воспитатель подготовительной к школе группы №2 детского сада №430 Москвы

Иллюстрация с сайта http://www.myuniversal.ru/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте