«Школа сегодня – единственный социальный институт, который напрямую занимается подготовкой детей к жизни в обществе» – так считает участник нынешней беседы в «Директорском клубе» Светлана ПОРЯДИНА. Родителям зачастую некогда, а коммерциализация общества обогащает все что угодно, но только не души подростков. Стало быть, круг замкнулся, и замкнулся на школе. Но готова ли она к такой ответственности?
Светлана ПОРЯДИНА, директор Хохольского лицея, Воронежская область: В каждом деле нужен научный подход
С 1 сентября нынешнего года мы начали новый большой проект, став областной экспериментальной площадкой по направлению «Гражданское воспитание». Здесь главным будет изучение истории и культуры родного края через проектные технологии. В работе нам очень помогает кафедра педагогики Воронежского областного института повышения квалификации работников образования и, в частности, завкафедрой профессор Валерий Витальевич Васильев.
Некоторые из проектов, над которыми лицей работает в последнее время, вполне соответствуют направлениям нашего нового эксперимента. Например, проект «Милосердие», в рамках которого пожилым жителям Хохла помогают школьники. За каждым классом закреплены по 2-3 ветерана, а всего их у нас около 40 человек, и дети оказывают им посильную помощь – убирают в доме, помогают на огороде. Люди очень довольны.
Популярен социальный проект экологических отрядов. В рамках этого проекта школьники занимаются благоустройством территории поселка. Облагородили территорию вокруг лицея: разбили цветники, сделали дорожки, посадили деревья – рябины, клены, кустарники.
В лицее организовано и эффективно работает самоуправление, за это мы даже получили диплом на областном конкурсе. И хотя в нашем поселке всего около девяти тысяч жителей, тем не менее в этом конкурсе мы оказались на равных с городскими, в том числе и воронежскими, гимназиями и лицеями, став в итоге призерами.
Еще одно наше достижение – диплом первой степени во Всероссийском конкурсе воспитательных систем.
Сейчас в связи с реализацией национального проекта мы внимательно отслеживаем деятельность классных руководителей. В лицее в каждом деле присутствует научный подход. Например, классные руководители составляют медико-психолого-социально-педагогический паспорт ученика. Это 3-4 листа, в которые регулярно вносятся новые данные и детально отслеживается общая картина развития ребенка. В итоге мы получаем объективную характеристику на любого школьника с 5-го по 11-й классы. У нас есть портфолио каждого учащегося, каждого класса и классного руководителя.
На мой взгляд, школа сегодня – единственный социальный институт, который занимается адаптацией детей к жизни в обществе. Многие родители просто физически не успевают этим заниматься: едут работать в город, в пять утра уезжают, а в семь-восемь вечера приезжают уставшими. Наш поселок расположен в 30 километрах от Воронежа, безработных много, и люди вынуждены ездить в город.
Нам очень помогают все существующие в поселке организации: Дом культуры, спортивная школа, музыкальная школа, администрация, правоохранительные органы, церковь. И все в совокупности способствуют социализации личности ребенка.
Ольга СИДОРЮК, директор нижегородской школы №172: Жить в мире, которого не существует?..
Сегодня привычные представления о качестве образования, как о высоком проценте четверок и пятерок, не удовлетворяют не только нас, но и родителей как определяющих социальный заказ нашего времени. Поэтому сегодня актуальнее вопрос стоит, конечно же, о том, что будут делать наши дети после школы, смогут ли они реализовать свои способности в реальной жизни. Отгородившись стенами от окружающей действительности, мы начинаем детям говорить о каких-то высоких идеалах, нравственных качествах… Очень актуальны сегодня слова Альбера Камю: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Задумавшись над этим, мы пересмотрели свои основные цели и определили свою новую миссию. Она заключается в том, что главное для ребенка – не сумма знаний, умений и навыков, которые получает он в стенах школы, а умение применять полученные знания и опыт совместной работы и личных достижений при строительстве собственной судьбы. Главной концепцией модели нашего выпускника стало воспитание инициативной личности, руководствующейся принципом «Я – тот, кто действует».
Для достижения поставленной цели была разработана целая программа, суть которой заключается в активном взаимодействии школы с социумом. Программа реализуется как через урочную, так и через внеклассную работу. В урочную систему мы включили предметы, знания по которым могут пригодиться в реальной жизни, то есть здесь и сейчас. Например, курс налоговой грамотности помогает разобраться в налоговом законодательстве, дает знания о налоговой системе и о действиях, связанных с платежами. Безусловно, такие уроки помогают осознать собственную ответственность перед государством. Еще один предмет – азбука страхования, который помогает ориентироваться в страховой деятельности, помогает правильно выбрать для себя страховую компанию, выгодно вложить деньги, обеспечить определенные гарантии. Кроме информатики, которая у нас преподается на профильном уровне, введен предмет – компьютерная графика. Все прекрасно понимают, что знание компьютерных технологий – это качество, за которое ценят работодатели, к тому же оно открывает безграничные возможности совершенствования в любой профессиональной области.
Успешной адаптации наших учеников помогает и внеурочная деятельность, которая в этом году реализуется через социальные проекты. Наиболее интересный из них – школьная компания. Наверное, все знают про такую экономическую игру, суть которой заключается в том, что нужно создать акционерное общество, организовать предпринимательскую деятельность и, естественно, получить от нее максимальную прибыль. Еще один интересный социальный проект – наша школьная газета, которая в дальнейшем может быть преобразована в газету всего микрорайона. Ведется работа по созданию школьного сайта. Дети приобретают реальный опыт работы и видят результаты своей деятельности, которая оказывается востребованной для многих ребят, пользующихся сайтом и в школе, и за ее стенами. Таким образом, через работу происходит осознание собственной значимости ребенка в этом мире.
В школе создан дискуссионный клуб «Дебаты». Здесь дети учатся отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный диалог, естественно, все это воспитывает культуру общения.
Думаю, подобная работа школы способствует личностному росту ребенка и его социальному становлению, и мы считаем, что выпускник школы должен иметь не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и самое главное – иметь активный запас ключевых компетенций, которые будут обеспечивать его дальнейшую самореализацию и успешную самоадаптацию.
Лариса ТРОПКИНА, директор волгоградского лицея №5: Нельзя запрещать одним то, что разрешено другим
Одна из сторон адаптации ребенка к сложной социальной среде – вовлеченность подростков в курение. К 11-му классу по общероссийской статистике курят половина юношей и четверть девушек. Это страшно.
Не открою Америки, если скажу, что традиционная профилактическая пропаганда на уровне «Курить – здоровью вредить» пока проигрывает массированной рекламе табака. Но и сидеть сложа руки, считаю, тоже нельзя. Красочные щиты с изображением модных симпатичных парней и привлекательных девушек-моделей, которые употребляют те или иные марки сигарет, заполонили улицы. Да и приобрести курево несовершеннолетнему, увы, не проблема, несмотря на законодательный запрет («добрые» бабушки в переходах продадут сигареты поштучно). Но оказалось, необходимы всего лишь волевое решение и настойчивость, чтобы бороться с вредной привычкой. Административные меры не стоили нам ни копейки. В уставе школы теперь записано, что курение несовместимо со званием лицеиста. Увидели тебя с сигаретой – получи предупреждение. При повторном замечании разговор пойдет жесткий о пребывании в стенах лицея и об ответственности за свое будущее.
Замеченные в курении ученики должны писать рефераты о вреде курения и выступать с сообщениями на эту тему перед младшими классами.
Дежурные преподаватели контролируют туалетные комнаты как на уроках, так и на переменах. Мы наблюдаем, что в лицее остались единичные курильщики, причем дымят они после уроков, стараясь отойти подальше от учебного заведения. Так что в лицейском дворе и поблизости вы не найдете окурков и не увидите стаек курильщиков. Интересно, что нас поддержали жильцы микрорайона. Бывали случаи, когда нам звонили с сообщениями: «Ваш Петя у нас в подъезде с сигаретой», и учителя шли туда разыскивать Петю. Кстати, для некоторых родителей, оформляющих первоклашек в наш лицей, большое значение имеет не только качество обучения, но и наша антитабачная кампания.
Мы тесно сотрудничаем с врачом-педиатром соседней детской поликлиники №15 Вячеславом Витальевичем Сергиенко, который стал нашим добровольным союзником и помощником в здоровьесбрегающей работе. Он считает, что надо идти еще дальше и провести аналогичную работу с курящими сотрудниками лицея. Иначе получается политика двойных стандартов – нельзя запрещать одним то, что разрешено другим. Это серьезный вопрос профессиональной этики.
Комментарии