Система уроков: Урок 1. Гражданское общество как взаимопомощь. Урок 2. Гражданское общество как контроль и участие в управлении. Урок 3. «Третий сектор». Различные элементы гражданского общества.
Цели
Раскрыть смысл понятия «гражданское общество», рассмотреть отношения гражданского общества и государства, соотношение трех секторов экономики.
Рассмотреть функции гражданского общества.
Рассмотреть роль неправительственных общественных организаций в гражданском обществе.
Изучить механизмы создания и действия неправительственных (общественных) организаций.
Рассмотреть требования к гражданину с точки зрения возможности участия в гражданском обществе.
Моральные установки
Гражданское общество как нравственная ценность. Готовность к гражданскому участию, самопомощи в проблемных ситуациях. Понимание гражданской активности и ответственности как нравственной установки на помощь другим людям, а гражданской пассивности – как скрытого эгоизма.
Преодоление стереотипа, что гражданская активность – удел фанатиков. Акцент на распространенность, будничность, доступность гражданских действий.
Система уроков
Урок 1. Гражданское общество как взаимопомощь.
Урок 2. Гражданское общество как контроль и участие в управлении.
Урок 3. «Третий сектор». Различные элементы гражданского общества.
Значение темы для курса в целом
Психологически эта тема очень важна для всего курса прав человека.
Права человека – это прежде всего жизненная философия, основанная на принципе ответственности свободной и автономной личности за себя и других. Это система норм поведения, обладающих чертами моральных и правовых норм.
Нормы поведения подразумевают механизм контроля за их исполнением. Исполнение норм прав человека контролируется гражданами, гражданским обществом. Государство может быть гарантом прав человека в той мере, в какой они уже нашли выражение в законодательстве. В тех случаях, когда закон действует, нам даже нет нужды вспоминать о правах человека, они «скрыты» внутри закона. Например, если по ст. 139 УК РФ можно получить по суду компенсацию материального и морального ущерба за незаконное вторжение в жилище (даже если это было сделано государственным служащим), не приходится вспоминать о ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (неприкосновенность частной жизни). В тех же случаях, когда механизм правовой защиты дает сбой – например, вам отказывают в иске, или на вас оказывают административное давление, или суд демонстрирует зависимость от администрации, или ваше чувство справедливости не позволяет согласиться с положениями устаревшего закона – требуется работа по защите прав человека силами отдельных граждан, организаций, прессы, общества в целом.
Однако гарантия прав человека не сводится только к реакции на состоявшееся или грядущее нарушение. Там, где граждане активно заботятся о себе, где образованы мощные «группы интересов», где сильно развита солидарность и взаимопомощь во всех сферах жизни (благотворительная деятельность, профсоюзы, кооперация, общественные организации, политические движения, местное самоуправление, клубы и т.д.), а также независимая пресса, нарушать права человека становится чрезвычайно сложно. Любое действие, вызывающее чувство несправедливости, тут же попадает в фокус общественного внимания и критики; активизируются соответствующие общественные силы, оказывается давление на административные структуры – действие прекращено в самом начале. Например, прекращается экологически опасное строительство
При изучении этой темы важно сделать акцент на то, что принципы прав человека – это руководство в повседневной жизни; однако многие наши действия, вроде бы не имеющие непосредственного отношения к правам человека, объективно обеспечивают их реализацию. Это любые действия, которые помогут человеку почувствовать, что его индивидуальные стремления и нужды и его достоинство значимы для других людей.
Если гражданское общество, как явствует из различных определений, – это совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах независимо от государства, то возникает вопрос: каковы эти отношения? В первую очередь это отношения взаимопомощи, сотрудничества и ответственности.
Есть предубеждение против гражданской активности. Участие в общественной жизни считают уделом фанатиков, чудаков или людей с тайными корыстными помыслами. Поэтому важно показать связь этой деятельности с самыми элементарными нравственными побуждениями – взаимопомощи, сострадания, солидарности. Необходимо иметь представление о том, что это обыденная, массовая традиция поведения.
В трудные моменты жизни человека охватывает чувство беспомощности и пессимизма. Действие мифа о «социальном государстве» выражается, в частности, в том, что идея гражданской самостоятельности пугает. Оказавшись без государственной опеки, человек ощущает себя одиноким перед лицом жизненных проблем. Важно дать почувствовать на элементарных примерах, что гражданское общество – наилучшая опора и защита для каждого из нас.
Поразительным открытием бывает знакомство с «арсеналом» гражданского общества. Ученикам важно усвоить, что в этой сфере существует множество проверенных и эффективных методов работы, их необходимо изучать.
В то же время в этой сфере, как нигде, открыт простор для творчества и самоутверждения – это ученики смогут почувствовать, выполняя творческие задания по разработке собственных гражданских проектов.
Задачи: учащиеся должны получить общее представление о гражданском обществе; рассмотреть функции гражданского общества; при помощи учителя сформировать нравственную установку на необходимость гражданского участия, само- и взаимопомощи; сформировать минимальные практические навыки действий в гражданской сфере.
План урока
Как и почему люди помогают друг другу?
Виды и формы гражданской взаимопомощи.
Горизонтальные и вертикальные связи в обществе.
Гражданское общество как система отношений взаимопомощи.
Ход урока
1. Беседа-дискуссия о проблемах взаимопомощи.
1) Предложите детям подумать о том, как и почему люди помогают друг другу. Почему не обойтись без помощи? Обратите внимание детей на то, что часто важна не практическая помощь, а моральная поддержка: вот почему мы навещаем друзей и близких, попавших в больницу, их лечат врачи, но без душевной поддержки человек не поправится.
2) Задайте вопрос: «Одинаково ли у людей развита способность помогать, думать о других?» Скорее всего, дети согласятся, что люди весьма различаются по степени развития этого качества. Приведите примеры особо выдающихся людей: доктор Гааз, мать Тереза, Андрей Сахаров. Вероятно, дети легко припомнят отрицательные примеры – как люди отказывают в помощи. Предложите проанализировать, чем обычно стараются объяснить, оправдать отказ. Скорее всего, будут примеры ответов: «Это не мое дело», «Это бесполезно», «У меня нет времени». Вывод – люди не хотят признаться, что им просто не хочется помогать.
3) Таким образом, вы можете сделать вывод из первого и второго этапов обсуждения: «Не будем обманывать себя: помогать трудно, часто не хочется». Предложите обдумать: что самое трудное? Выполнить тяжелую работу для близких или принять участие в общем деле, за которое не будет явной выгоды? Например, посетить больного родственника или принять участие в экологическом субботнике? Обратите внимание детей на то, что очень трудно (может быть, труднее всего) сделать что-то в одиночку для общего блага, например пойти в экологический рейд одному. Почему люди порой осуждают тех, кто помогает? Скорее всего, дети сами придут к выводу, что люди пытаются оправдать собственное бездействие.
Итак, в результате дискуссии ученики смогли убедиться, что помогать другим бывает трудно, особенно когда это надо делать в одиночку, и люди прикрывают свое нежелание отговорками о бесполезности усилий или нехватке времени. Однако взаимопомощь необходима, обойтись без нее невозможно, и есть множество вдохновляющих примеров душевной щедрости и благородства.
Практическое задание «Найдите друг друга».
Цели задания:
дать возможность ученикам пережить ситуацию обращения за помощью и побыть в роли тех, кто помогает нуждающимся;
получить представление о разнообразных формах взаимодействия и взаимопомощи граждан;
сформировать установку на взаимодействие со своими согражданами в различных жизненных ситуациях, в том числе критических.
Подготовка к игре
Заранее готовятся две серии карточек: 1-я серия – описание проблемных жизненных ситуаций, 2-я серия – описание гражданских ролей (например, вы член такой-то общественной организации). Кроме того, к карточкам 2-й серии добавляются напечатанные (написанные) крупным шрифтом настольные таблички с обозначением роли.
Карточки 1-й и 2-й серий соединены в пары по принципу тематического несоответствия описываемой проблемной ситуации и гражданской роли. Имеется 10 пар карточек, соответственно класс делится на 10 групп по 2-3 человека. (Если учеников мало – дать каким-то командам по два задания, но желательно использовать все карточки.)
I этап. Раздайте карточки с описанием проблемных ситуаций.
Группа за 3 минуты должна выработать и записать решение: что делать, что предпринять в такой ситуации потерпевшим.
II этап. Раздайте карточки с описанием ролей, соблюдая соответствие паре. Теперь у каждой группы есть своя коллективная гражданская роль.
Поясните, что каждая роль предусматривает возможность кому-то помочь. С другой стороны, каждая группа каким-то образом нуждается в помощи – согласно содержанию 1-й серии карточек.
Задание: «Найдите друг друга». Пусть каждая группа найдет тех, кто может ей помочь, и одновременно определит, кому и как сможет оказать помощь.
Группы (участники) располагаются в фиксированных местах класса, помещают таблички для обозрения остальными. Члены группы делятся на «дежурных», которые принимают «посетителей», и представителей, которые обходят остальные группы. Представители групп знакомятся с содержанием всех табличек и договариваются о способах помощи там, где это возможно. Задача группы – найти как можно больше «помощников» и «клиентов». Ситуации и роли таковы, что во многих случаях можно получить помощь из нескольких мест либо оказать помощь разным людям. Но надо проявить сообразительность. Члены группы могут советоваться друг с другом и спрашивать совета у других, но работать надо быстро – время ограничено (желательно уложиться в 20 минут).
Для удобства работы представитель может взять с собой в «обход» карточку с описанием проблемы. Предупредите учеников, что надо записать для памяти найденные решения – чтобы потом не забыть что-нибудь.
III этап. По окончании всех переговоров каждая группа протягивает ленточки (шнурки) от себя к тем, кто «воспользуется ее помощью». (Заранее продумайте расположение групп в классе, чтобы это было удобнее сделать.) Итак, образуется «паутина связей» между теми, кто помогал и кому помогали.
IV этап. Обсуждение результатов.
Прежде всего обратите внимание учеников на получившуюся «паутину», обозначающую горизонтальные связи между гражданами в обществе. Объясните, что в обществе есть вертикальные связи – отношения власти/подчинения (например, рядовой гражданин и государственный чиновник) и горизонтальные – между согражданами. Здесь можно ввести определение гражданского общества как системы отношений взаимопомощи, как сообщества равных и помогающих друг другу граждан.
Для обсуждения детям предлагается ряд вопросов:
Посмотрите, какая команда «набрала» больше связей, почему?
Какая команда придумала больше способов взаимодействия?
Сравните решение своей проблемы, которое вы нашли на первом этапе, с теми вариантами, которые получились потом. У кого решения совпали? У кого нет? Почему?
Как вообще люди помогают друг другу? (Этим вопросом начинается обсуждение нового аспекта данной темы. Детальный анализ вынесен в домашнее задание.)
Бывает, достаточно разовой непосредственной помощи. Например, мы помогаем друзьям и родственникам в быту, бывает, нужны постоянная помощь и сотрудничество – и тут возникают группы по интересам и организации.
Предложите ученикам подумать о том, как возникли все эти организации.
Началось с чьей-то беды, личной или коллективной проблемы, люди решили свою проблему, а теперь могут помочь таким же нуждающимся. Главный принцип: помогая себе, помогаешь и другим.
Предложите ученикам придумать объяснение: как именно работает этот принцип? Варианты:
получаешь опыт, которым воспользуются другие;
ваше неблагополучие неизбежно плохо отражается на других людях – родных, близких, согражданах и т.д. Наладились ваши дела – станет легче окружающим.
(Следует подчеркнуть, что цель этого задания – не «сделать детей активистами», поскольку нельзя увлечь «общественной деятельностью вообще». Цель учителя в данном случае – дать почувствовать, что в общественной сфере мы действуем, исходя из наших обычных знаний и навыков, здравого смысла, нормальных человеческих потребностей и т.п. А это, в свою очередь, способствует разрушению предубеждений и стереотипов в данной сфере.)
Домашнее задание
Обсудить игровые ситуации и проанализировать, где была разовая, однократная помощь, а где – существенное решение проблемы; в каких случаях гражданам приходилось контролировать действия администрации или вмешиваться в управление.
Задачи: учащиеся должны изучить отношения гражданского общества и государства; рассмотреть соотношение трех секторов экономики; продолжить рассмотрение функций гражданского общества; изучить механизмы гражданских инициатив, гражданского контроля.
1. Виды и уровни гражданских действий.
2. Гражданский контроль.
1. Обсуждение домашнего задания. Для обсуждения можно воспользоваться схемой примеров.
Практическое решение одного частного случая.
Разовая помощь конкретному человеку (группе, семье). Сбор детских вещей и продуктов для знакомой семьи переселенцев.
Коллективные действия для удовлетворения каких-то повседневных нужд.
Участие в сооружении общественной спортплощадки.
Использование обычных административных механизмов для решения проблемы.
Обращение в администрацию с требованием закопать «забытый» котлован во дворе.
Действие, решающее типовую проблему, создающее прецедент.
Иск в суд на государственное учреждение или воинскую часть.
Родители пострадавшего от «дедовщины» солдата добились денежной компенсации ущерба здоровью сына.
Коллективная акция против незаконного действия государственных структур.
Жители района добились прекращения незаконного строительства на территории парка.
Правозащитные заявления и доклады.
Правозащитники добились прекращения незаконного административного преследования экологов.
Действие, решающее проблему на уровне всего общества.
Организованная общественная кампания за изменение административной практики.
Кампания за прекращение преследования беженцев в Москве, за улучшение помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Лоббирование за изменение законодательства.
Борьба за принятие закона об альтернативной гражданской службе.
Кампания международного давления через международные правозащитные организации.
Международное давление за прекращение неизбирательного применения силы против мирного населения Чечни.
Беседа. «Что такое гражданский контроль?»
Вернемся к примерам ситуаций прекращения незаконного строительства, изменения законов и т.д. Вопрос: «Зачем граждане вмешиваются в дела государственных структур? Может быть, не надо мешать государству работать?» Ученики приходят к выводу, что государство не всегда справляется со своими функциями, и с этим надо что-то делать.
Для объяснения можно использовать такой пример: «Популярный сюжет научной фантастики – люди создают машину, которая обеспечивает комфортную и беззаботную жизнь; роботы все делают, электронный супермозг управляет. Как вы думаете, что происходит дальше? Помните ли вы подобные сюжеты? (Во всех сюжетах машина порабощает людей,они начинают вырождаться, и самым смелым и умным приходится бороться за освобождение народа). Сюжет не реализован в технике, но такая машина существует: государство. Вспомните термины «государственный механизм», «государственный аппарат». Если люди хотят, чтобы все за них делало государство – они оказываются порабощенными. Почему?»
В ходе беседы ученики находят для себя ответ на этот вопрос: государство начинает работать само на себя, а для удобства управления, как та машина, «упрощать» жизнь людей, лишая их свободы и возможности творчества. Учитель предлагает вспомнить, в каких темах уже обсуждался вопрос о контроле государством жизни граждан и отношений между людьми. Как всякая машина, государство нуждается в надзоре. Идея «Государства Солнца» не оправдала себя; на протяжении веков мыслители приходили к выводу, что граждане должны контролировать любую власть и государство.
Постановка проблемы следующего урока.
Вопрос классу: «Что нужно для контроля над процессом управления?»
Итак, мы делаем вывод, что для того, чтобы нормально жить в обществе, люди должны: знать о том, что происходит, т.е. иметь информацию; помогать друг другу; контролировать государственную власть.
Откуда мы можем получить информацию о жизни общества?
В подъезде висит объявление об общем собрании жильцов, на котором будет обсужден вопрос о передаче дома из муниципального ведения вновь организуемому жилищному товариществу. Понятно, это очень ответственное решение, которое повлечет за собой изменение квартирной платы, новые расходы, но, может быть, – и улучшение обслуживания. Ваш сосед говорит: «Я не пойду на собрание, потому что это бесполезно, все равно найдутся хитрецы и жулики, которые нас, простых людей, обманут; все равно выйдет так, что нам будет хуже». Вы считаете, что на собрание идти надо, чтобы быть в курсе событий и принять участие в голосовании. Как вы попробуете убедить соседа? Разыграйте этот диалог. Запишите ход спора.
Задачи: учащиеся должны усвоить смысл понятия «третий сектор», рассмотреть соотношение трех секторов экономики; изучить механизмы гражданских инициатив, самоуправления, гражданского контроля, деятельности некоммерческих (неправительственных) организаций как элементов гражданского общества; рассмотреть требования к гражданину с точки зрения возможности участия в гражданском обществе; рассмотреть роль независимых СМИ в гражданском обществе; получить представление о современных формах благотворительности и механизмах финансирования некоммерческих организаций.
Роль СМИ в гражданском обществе.
Что такое «третий сектор»?
Деятельность некоммерческих (неправительственных) организаций.
Проверка домашнего задания.
Дети отвечают на вопросы: «Что такое свобода слова, печати, информации?»
Далее можно предложить обсудить проблему: «Что такое хорошая пресса (ТВ, СМИ)? Что такое полезный материал, сюжет?»
Варианты ответов:
позволяет мне понять проблему и составить свое мнение (в том числе о работе администрации, государственных служб);
позволяет контролировать работу государства;
позволяет мне принять решение и начать действовать;
позволяет мне узнать о возможных партнерах, единомышленниках.
Для следующего задания учитель должен подобрать примерно пять газет, в которых имеются статьи, соответствующие его представлению о «полезном материале» и гражданской позиции журналиста. Дети в микрогруппах просматривают газеты (по одной на группу), находят эти статьи, анализируют их.
Задайте вопросы: «Осталось ли что-то непонятным? Если бы вы встретились с журналистом, как бы вы посоветовали улучшить статью или передачу?»
Лекция учителя. Понятие «третьего сектора»
Расскажите ученикам о концепции трех секторов общества. Ключевые моменты: понятие некоммерческой и неправительственной организации; функции «третьего сектора» – решение проблем, с которыми не справляются первые два; некоммерческие организации – основа гражданского общества, способ противодействия развитию тоталитарного государства; возможность профессиональной работы в некоммерческом секторе в качестве добровольца или спонсора.
Желательно иметь справочную информацию о некоммерческих организациях вашего региона. Обсудите с детьми, каким образом можно узнать о деятельности местных организаций, получить их адреса (справочная служба города, общественно-политический центр, отдел регистрации общественных организаций в мэрии и т.д.). Поясните, что организации часто знают друг друга: не найдя нужную организацию, следует спросить в другой, в третьей, и так «по цепочке» можно выйти на нужную. Предупредите о наличии псевдообщественных организаций, создаваемых государственными или коммерческими структурами. Пусть ученики обдумают критерии – как отличить «настоящую» организацию.
Обобщающая беседа. Качества настоящего гражданина.
Обратите внимание детей на два разных смысла понятия «гражданин» – юридическое и этико-философское. Предложите им на основе всего изученного материала сформулировать требования к гражданину как к члену гражданского общества.
1. Сочинение. Ученик должен выбрать конкретную проблему, в решении которой он хочет принять участие. Это может быть его личная проблема, серьезная общественная проблема, какая-то трудная ситуация в районе и т.д.
Ответить на вопросы
Каким образом эту проблему решают (или могут решить) силы гражданского общества («третьего сектора»)?
Каким вы видите свое участие: это работа добровольцем в уже существующей организации или ваша собственная инициатива – какое-то совершенно новое дело?
Что конкретно надо сделать для решения проблемы?
С чего вы начнете?
Как вы будете искать единомышленников?
Каких результатов вы сможете добиться в течение года – например, скольким людям поможете?
Прочитайте пример про Крокодила Гену с Чебурашкой. Представьте себе вариант, когда для решения проблемы вам надо создать новую организацию и осуществить собственный проект.
Какую организацию вам придется создать? Наметьте план работы, пользуясь примером из текста.
2. Проектная работа «Гражданская победа». Ученик должен найти и описать пример успешных гражданских действий. По итогам проводится конкурс работ. Критерии оценивания работ: интервью родных и знакомых и тем более описание личного опыта более ценны, чем работа по литературным источникам; примеры защиты гражданских прав (например, защита от дискриминации по национальному признаку) и защиты интересов других людей (экологическое движение, добровольный труд и т.п.) более ценны, чем примеры разрешения личных бытовых ситуаций (скажем, обращение с жалобой в администрацию). Желателен правовой комментарий к описываемым проблемным ситуациям или сравнение данного случая с опытом гражданской деятельности в этой области. Примеры из прессы и художественных произведений возможны, если будет дан серьезный личный комментарий.
задания:
Комментарии