Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Государственная программа на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)

УГ - Москва, №29 от 19 июля 2011. Читать номер
Автор:

Программа одобрена Правительством Москвы на заседании 16.06.11 и рекомендована к общественному обсуждению.Предложения направлять по адресу: boronenkov@educom.ru

П А С П О Р Тгосударственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»Ответственный исполнитель программыДепартамент образования МосквыСоисполнители программыДепартамент социальной защиты,Департамент информационных технологий,Департамент строительства,Департамент культуры,Управление делами мэра и Правительства Москвы,Комитет по туризму и гостиничному хозяйству,Департамент физической культуры и спорта,Главное управление внутренних дел по городу Москве,Департамент имущества.Подпрограммы программы1. Дошкольное образование.2. Общее образование.3. Начальное и среднее профессиональное образование.4. Высшее и непрерывное профессиональное образование.5. Управление качеством услуг в сфере образования.Цели программыУсиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и в повышение качества жизни населения путем: удовлетворения изменяющихся образовательных запросов общества и инновационной экономики; создания условий для учебной и социальной успешности каждого учащегося; обеспечения соответствия уровня подготовки выпускников профессионального образования перспективным потребностям города.Задачи программы1. Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья.2. Внедрение современных стандартов качества образования («Московского стандарта качества образования»), инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике.3. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.4. Создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.5. Обеспечение эффективности управления системой образования мегаполиса.Этапы и сроки реализации программыПрограмма реализуется в один этап: 01.01.2012 – 31.12.2016Объемы бюджетных ассигнований программыОбщий объем финансирования за счет средств бюджета города Москвы – 1 555 170 408,1 тыс. руб.Ожидаемые результаты реализации программы: все дети в возрасте от 3 до 7 лет охвачены разными формами дошкольного образования; возможность выбора учащимися программ профильного обучения и дополнительного образования обеспечена во всех районах города Москвы; дети с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к качественным услугам общего образования (в том числе инклюзивного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий), включены в систему психолого-медико-педагогического сопровождения; образовательные учреждения реализуют современные программы, обеспечивающие достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике; все обучающиеся (воспитанники) включены в систему мониторинга здоровья; все обучающиеся имеют доступ к качественным услугам психологической помощи в образовательных учреждениях или учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; мигрантам и иностранным гражданам предоставлена возможность обучения русскому языку как неродному и иностранному соответственно, а также возможность освоения культуры и образа жизни российской столицы; сформирована система выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанная на взаимодействии учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки, использовании современных интернет-технологий; создана эффективная система управления качеством образования, включающая в себя: инструментарий (в том числе международно сопоставимый) комплексной оценки эффективности работы образовательных учреждений и качества учебных достижений обучающихся в них детей и молодежи; системы управления качеством на уровне образовательных учреждений; единую информационную систему автоматизированного мониторинга качества образования; средняя заработная плата педагогов не ниже средней заработной платы по экономике в Москве; в общеобразовательных учреждениях трудятся не менее 30% педагогов в возрасте до 30 лет; сформирован кадровый резерв руководителей – лидеров развития образовательных учреждений; действует система стажировочных площадок и инновационных сетей, обеспечивающих порождение и трансляцию лучших практик, в том числе через повышение квалификации педагогов; учреждения высшего профессионального образования (городские, федеральные, негосударственные), расположенные на территории города, интегрированы в единый образовательный комплекс; создана единая информационная среда профессионального образования, обеспечивающая доступ к информации об учреждениях, образовательных программах, трудоустройстве выпускников; работодатели, представляющие ведущие предприятия и организации Москвы, входят в состав наблюдательных советов ведущих университетов города, участвуют в формировании требований к компетенциям работников квалифицированного труда и содержанию программ профессионального образования, в оценке качества подготовки; все городские вузы имеют сертифицированные системы менеджмента качества; 70% городских вузов обеспечивают условия для получения высшего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. с использованием дистанционных образовательных технологий; всем семьям с детьми от 1 года до 3 лет предоставлена возможность получения услуг по консультированию и психолого-педагогической помощи детям; все учреждения образования, расположенные в Москве, обеспечивают свободный доступ граждан к информации через единый стандарт прозрачности; во всех образовательных учреждениях действует орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления, наделенный полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики; все учреждения дошкольного и общего образования реализуют просветительские, творческие и досуговые программы для семей; создана информационно-коммуникационная среда, обеспечивающая родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей; все общеобразовательные учреждения реализуют планы сотрудничества с учреждениями и организациями города (научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности, а также организациями, способствующими развитию институтов гражданского общества); 50% учреждений среднего профессионального образования включены в кластеры по видам экономической деятельности для развития инновационного потенциала экономики города; учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории города, реализуют исследования и проекты, ориентированные на социально-экономическое развитие города; сформирована инфраструктура инновационной деятельности в сфере образования; сфера образования столицы интегрирована в российское и международное образовательное пространство.I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации государственной программы1.1. Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города МосквыОсновные характеристики текущего состояния сферы образования Москвы: доступность образовательных услуг для детей и молодежи Москвы, включая состояние сети образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение; качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности; кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.Доступность образовательных услуг и сеть образовательных учрежденийВсего на территории Москвы действуют более 5800 учреждений различных форм собственности и уровней образования, в том числе 4050 – подведомственных Департаменту образования.В деятельность по социализации детей и молодежи включены городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики, около четверти школьников посещают музыкальные или художественные школы, театральные кружки и другие творческие занятия; почти столько же школьников посещают спортивные секции. Работодатели, общественные объединения, частные лица также принимают участие в создании и поддержании функционирования образовательных учреждений различных уровней. Однако эффективному взаимодействию учреждений различных ведомств мешают недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования Москвы используется далеко не в полной мере.Услуги дошкольного образования получают более 363 тысяч детей. Очередь в детские дошкольные учреждения, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тысяч человек, удалось снизить до 700 человек за счет создания дополнительных мест в уже имеющихся детских садах и мер по перепрофилированию неэффективно используемых ранее помещений. В настоящее время эти резервы в основном использованы.В 1515 государственных и в 146 негосударственных общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 770 тысяч школьников. Имеющееся количество мест в школах обеспечивает потребность вплоть до 2013 года. В 98% школ обучение ведется в одну смену. Однако серьезной проблемой стало неравномерное распределение школ со специальным статусом и дополнительными услугами (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) по районам города. Это приводит к тому, что в школах отдельных округов столицы около 20% обучающихся проживают в других районах и до четверти – в других административных округах.Более 500 учреждений дополнительного образования, в том числе 155 учреждений Департамента образования, работают с более чем 340 тысячами детей. По данным отчетности, более 600 тысяч школьников занимаются по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Однако согласно данным мониторингов более 50% детей не посещают кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Школьники старших классов, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в вузы. Сеть учреждений неравномерно распределена по территории города – в 33 районах нет учреждений дополнительного образования.Москва – лидер российских регионов по развитию программ среднего профессионального образования. В 145 учреждениях начального и среднего профессионального образования, в том числе в 91 колледже Департамента образования, обучают более 100 тысяч человек. В условиях сокращения числа выпускников 9 и 11-х классов стабильной остается численность детей, продолжающих свое обучение в учреждениях среднего профессионального образования. Большая часть выпускников трудоустраиваются по специальности, 37% выпускников поступают в высшие учебные заведения, в том числе 20% – на очные отделения, 17% – на вечерние. Вместе с тем система профессионального образования не обеспечивает в полной мере потребности рынка труда Москвы.По охвату высшим профессиональным образованием Москва – один из мировых лидеров. Около 1,3 миллиона студентов (что составляет больше 10% от населения города и 20% от числа занятых в городе) обучают в 108 государственных вузах, в том числе в 10 вузах, учрежденных Правительством Москвы, и в 140 негосударственных вузах. В Москве учат более 300 тысяч молодых людей из других регионов России, в том числе чуть более 40% из них – из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучают по программам очной формы. Практически 75% выпускников общеобразовательной школы Москвы поступают в вузы (с учетом поступающих в старших возрастах – почти 90%).Москва достигла значительных результатов в создании условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В учреждениях специального коррекционного образования обучаются 11,7 тысячи детей. В образовательных учреждениях разного типа созданы места для 50 тысяч детей с ОВЗ. Количество учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Особенно высок спрос на такие программы в сфере начального и среднего профессионального образования (на сегодняшний день около 4 тысяч учащихся, при потребности более 40 тысяч). Сохраняется высокая доля общеобразовательных учреждений, в которых не обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (59% от общего числа зданий общеобразовательных учреждений).Материально-техническая база и финансовые ресурсы столичных образовательных учреждений в целом позволяют создать необходимые условия для обучения москвичей. Однако только половину школьников обучают в учреждениях, в которых обеспечено от 80 до 100% всех основных видов современных условий, требования к которым определены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». При этом около 7% зданий нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции, а почти в трети школ запланирован серьезный текущий ремонт. Расходы в расчете на одного обучающегося в учреждениях общего образования и дошкольного образования в Москве больше средних по РФ соответственно в 2 и 2,3 раза. Доля расходов на образование в 2010 году составила 15% бюджета города.Значительная часть системы образования финансируется из федерального бюджета (вузы), средств частного бизнеса и физических лиц (негосударственные вузы, колледжи, дошкольные и общеобразовательные учреждения, дополнительное образование).Сбалансированность и эффективность исторически сложившейся сети образовательных учреждений уже не в полной мере отвечают новым параметрам расселения и изменившимся потребностям населения, что создает дополнительную нагрузку на транспортную систему и снижает равенство доступа к образованию. До 10% школ города (преимущественно в центральной части Москвы) – малокомплектные. Многие районы массовой жилой застройки имеют дефицит детских садов, а также школ с углубленным изучением предметов, программами инклюзивного образования.Недостаточно развиты механизмы кооперации учреждений, расположенных в непосредственной близости или решающих аналогичные задачи (особенно принадлежащих разным ведомствам), в том числе по использованию социальной инфраструктуры (спортивные, культурные объекты, общежития).Поэтому в программе рассматривается как объект развития вся фактическая сеть образовательных организаций, расположенных в мегаполисе, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.Важным фактором, влияющим на обеспечение доступности образования, стала информационная прозрачность. Сегодня недостаточно развиты информационные ресурсы, которые позволили бы потребителям делать обоснованный выбор между учебными заведениями и образовательными программами. Не в полной мере используется потенциал влияния общества на управление образовательными учреждениями.Качество столичного образованияПо некоторым показателям Москва находится среди лидеров российского образования: по среднему баллу ЕГЭ, количеству победителей олимпиад, наличию школ с высокой репутацией. Здесь расположены ведущие университеты России (больше трети национальных исследовательских университетов). Однако отсутствие эффективной системы объективной оценки качества образования не дает возможности более точно и детально оценить ситуацию на разных уровнях образования.Усиливается дифференциация общеобразовательных учреждений по качеству и объему оказываемых образовательных услуг. Остается группа образовательных учреждений с низкими показателями качества (около 10% школ), что наряду с отсутствием прозрачных механизмов отбора в школы с высоким качеством образования ведет к расслоению общеобразовательных учреждений по уровню образования.Эта тенденция обостряется в условиях притока в систему образования детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в освоении образовательных программ, в социализации в городском обществе. Они концентрируются в определенных школах, что усугубляет дифференциацию. Подобное положение дел несет в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности города.По сравнению со среднероссийским уровнем в Москве выше значение показателя неудовлетворенности населения качеством образования по данным независимых репрезентативных опросов населения (43% против 30% в среднем по России). В определенной мере это отражает повышенный уровень требований населения мегаполиса к образованию, но также свидетельствует об отставании содержания и технологий образования от ожиданий учащихся и родителей, от потребностей развития общества. Не во всех районах обеспечена возможность индивидуализации через выбор программ профильного обучения, при этом большинство школ являются монопрофильными и только 12% школ – многопрофильными. Доля обучающихся образовательных учреждений, осваивающих образовательные программы для одаренных и талантливых детей и получающих консультации в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей ведущих вузов и научных организаций, составила менее 4%, что заведомо ниже возможностей образовательного комплекса Москвы.При наличии крупнейших вузов с мировым именем и высокими показателями качества подготовки студентов в целом в городе ощущается перепроизводство кадров с высшим образованием, обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности, особенно по таким специальностям, как «юрист», «экономист», «менеджер», а также по ряду технологических специальностей. О проблемах с качеством высшего образования в Москве свидетельствуют и низкие средние показатели участия преподавателей и студентов в научной и инновационной деятельности. Вместе с тем больше трети московских предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15-20% – квалифицированных экономистов и юристов.Большинство вузов города практически не ведет серьезных исследований и разработок по заказу компаний и организаций, расположенных в Москве. Невысокие показатели привлечения внебюджетных средств в систему среднего специального образования свидетельствуют о недостаточной ее связи с рынком труда.Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем школьников. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и интрументом формирования ресурса здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, реализации программ формирования здорового образа жизни детей, включения обучающихся в занятия физкультурой и спортом.В настоящее время 45% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития и имеют потребности в индивидуализации образовательного маршрута и организации психолого-медико-педагогического сопровождения.Сегодня в образовательной практике столичных детских садов и школ используются разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с тем до настоящего времени в деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствуют единая система мониторинга состояния здоровья обучающихся, воспитанников, единая база данных о состоянии здоровья обучающихся.В системе профессионального образования актуальна задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.Кадры столичного образованияВ системе общего образования города Москвы трудятся около 157 тысяч педагогических работников, в том числе 58 тысяч учителей. Около 60% от общей численности педагогов работают в школах, около 30% – в дошкольных учреждениях, 10% – в учреждениях дополнительного и профессионального образования.Существенную часть педагогического состава дошкольных и общеобразовательных учреждений Москвы составляют педагоги с высокими квалификационными категориями. Наряду с этим для ситуации в сфере кадрового обеспечения характерна низкая динамика обновления кадров, что ограничивает инновационный потенциал системы образования. Возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля педагогов, проработавших в школе свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). Проявляется (как и в России в целом) гендерный дисбаланс – более 88% педагогического состава и более 82% руководителей образовательных учреждений – женщины.Московская система образования традиционно известна директорами – лидерами, создателями авторских школ. Однако сегодня есть риск, что эта традиция не получит продолжения, кадровый резерв не имеет современной подготовки в области лидерства и менеджмента.Средняя по городу номинальная начисленная зарплата учителя почти на 14% меньше средней заработной платы в целом по экономике города (при этом зарплата учителей в школах с углубленным изучением отдельных предметов выше средней заработной платы по экономике города). С учетом сложности работы установившийся уровень зарплаты не обеспечивает привлекательности педагогических рабочих мест на московском рынке труда и часто ведет к закреплению в образовательных учреждениях педагогов с низким уровнем квалификации.Действующая система повышения квалификации педагогов находится в состоянии трансформации и нуждается в эффективном механизме обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком – образовательными учреждениями и педагогами. Сегодня в ней недостаточно используется потенциал федеральных образовательных и научных организаций, расположенных в Москве.Кадровый потенциал московских вузов обуславливает их ведущие позиции на российском рынке высшего образования. Однако неконкурентоспособная заработная плата и недостаточное финансирование исследований привели к значительному ослаблению этого потенциала. По данным социологических обследований, постоянно работают в научно-исследовательских институтах и научных подразделениях вузов 5-15% преподавателей вузов. Работы по индивидуальным или коллективным грантам научных фондов реализуют не более 11% преподавателей. Ведущие профессора многих вузов старше 65-70 лет и не имеют хорошей смены.Учреждения среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.1.2. Анализ состояния рынка образования (включая платное) и спроса на образовательные услугиКонкурентный рынок образования должен обеспечивать выбор для учащихся и их семей (с учетом высокой дифференциации их образовательных потребностей) и качество образовательных программ (соответствие формируемых компетенций образовательным стандартам и перспективным потребностям общества и экономики). Москва имеет в настоящее время самый развитый в России образовательный рынок. Высок платежеспособный спрос на высшее образование, однако предложение образовательных услуг негосударственного сектора растет медленно. В настоящее время в сфере дошкольного и общего образования более 96% всех услуг оказывает государственный сектор. При этом получило определенное развитие негосударственное дошкольное образование, представленное детскими группами, открытыми частными лицами, гувернерскими услугами, детскими игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами.Надежные данные об услугах дополнительного образования в негосударственном секторе отсутствуют. При этом по результатам социологических исследований не менее 30% школьников посещают художественные, музыкальные и иные подобные школы, примерно столько же посещают спортивные секции, занимаются фитнесом; почти каждый пятый школьник посещает курсы изучения иностранных языков. Около половины старшеклассников занимаются на платных курсах или с репетиторами, что говорит о значительных масштабах этого рынка услуг.Существующая нормативная база не содержит стимулов для развития негосударственного сектора услуг дошкольного, общего и дополнительного образования. Высокая стоимость услуг имеющихся негосударственных учреждений говорит о низкой конкуренции и слабой удовлетворенности спроса на эти услуги. Как показывают социологические опросы, иностранные специалисты, работающие в Москве, считают недостаточным выбор и доступность услуг негосударственного образования для этой категории потребителей.В профессиональном образовании за последние годы в Москве возникло значительное число независимых учебных центров, обучающих конкретным профессиональным квалификациям и работающих на рыночной основе, в первую очередь – в сфере обслуживания, информационных технологий и транспорта. При этом в отличие от зарубежных стран, в которых широко используются инструменты обеспечения равного доступа к платным образовательным услугам (например, ваучеры для безработных), в Москве они используются в недостаточной мере.Ограничено использование производственного и инновационного потенциала учреждений среднего профессионального образования для повышения квалификации взрослого населения. Потребителям труднодоступна информация о карьере и уровнях доходов выпускников различных программ начального и среднего профессионального образования, что потенциально снижает привлекательность этих программ. Существуют значительные резервы частно-государственного партнерства колледжей и предприятий Москвы в сфере производственной деятельности.В Москве сосредоточены 140 аккредитованных негосударственных вузов. В государственных вузах обучаются 53% студентов. Значительная часть вузов – как государственных, так и негосударственных – предлагает платные программы по экономико-управленческой и гуманитарной группам направлений, а также по информационным технологиям, не имея кадровой базы для качественной реализации таких программ. В то же время выпускники инженерных и технологических вузов города испытывают сложности с трудоустройством по специальности на предприятиях и организациях города. Сравнение с ведущими мегаполисами показывает, что Москва имеет существенные резервы по развитию информационной инфраструктуры рынка, обеспечивающей его прозрачность для потребителей (как абитуриентов и их семей, так и работодателей Москвы).1.3. Тенденции и перспективы городского развития, определяющие новые задачи системы образованияОпределение целей и задач программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив Москвы как активно развивающегося мегаполиса с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов.Демографические тенденции (высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов) обуславливают рост потребности населения столицы в образовательных услугах.Для обеспечения доступности дошкольного образования с учетом демографических процессов по «среднему» прогнозному сценарию рождаемости и запланированного роста охвата детей разными формами дошкольного образования к 2016 году необходимо ежегодно увеличивать число мест в ДОУ в среднем на 4%. При этом рациональная стратегия – поиск разнообразных вариантов обеспечения детей услугами дошкольного образования и развития, в том числе развитие негосударственного сектора услуг. Численность московских школьников к 2016 году увеличится почти на 18,5% по сравнению с 2011 годом, то есть среднегодовой прирост численности школьников составит 3,5%Москва – лидер по численности молодежи, приезжающей учиться в столичные вузы (не менее 14% от общей численности студентов вузов). Поэтому даже в условиях сокращения численности российской молодежи в возрасте 15-23 лет спрос на места в московских вузах ожидается высоким.Сохраняющийся значительный приток мигрантов как из других городов России, так и из других стран требует не только мест в образовательных учреждениях, но и образовательных механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в столичную культуру.Градостроительные перспективы столицы ставят задачу формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в районах застройки, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования через создание многоуровневых образовательных центров. В этих условиях также стоит задача формирования кампусов вузов и колледжей как новых центров социально-культурной и молодежной активности в пространстве города, повышения привлекательности районов города с массовой жилой застройкой.Экономические перспективы Москвы – в формировании инновационной экономики, которая, с одной стороны, предполагает опережающее развитие сектора интеллектуальных услуг, а с другой стороны, требует адекватного кадрового обеспечения, в том числе квалифицированными рабочими кадрами.Чтобы стать ресурсом экономического развития города, система высшего образования должна существенно увеличить внебюджетные доходы (в том числе через экспорт интеллектуальных услуг), укрепить связь с рынком труда, сориентировать студентов и сотрудников на решение проблем развития города. При этом каждый иногородний студент может рассматриваться для экономики города как новый покупатель услуг инфраструктуры города, то есть образование может рассматриваться как развивающаяся отрасль экономики.Система профессионального образования может существенно увеличить непосредственное производство знаний и технологий при условии создания пояса инновационных парков и предприятий.Городу необходимо удовлетворить потребности в кадрах креативных профессионалов в следующих ключевых направлениях:- развитие кадрового потенциала, обладающего компетентностями, необходимыми для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе;- развитие инфраструктуры города в соответствии с передовыми международными стандартами;- опережающее развитие образования, медицины, спорта, культуры, творческих индустрий, туризма, ресторанов, музеев, дизайна, моды, медиа, рекламы, коммуникации и других секторов «сервисной экономики» как для повышения качества жизни населения Москвы, так и для формирования новой доходной базы городского бюджета в 10-20-летней перспективе.Инновационная экономика также требует постоянного развития компетенций населения через систему непрерывного образования.Развитие Москвы как международного финансового центра предъявляет следующие требования к образовательной системе: возможность изучения русского языка как иностранного, наличие сертифицированных по международным стандартам образовательных учреждений с преподаванием предметов на иностранных языках, возможность для профессионалов повышать квалификацию, наличие университетов мирового класса, широкое предложение детских садов и школ для детей иностранных специалистов.Перспективы развития Москвы как многокультурного города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками требуют от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности все более культурно диверсифицированного подрастающего поколения. Задачей образования становится выращивание способностей подростков и молодежи к ответственному самоопределению в социуме, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию. Образование может и должно стать инструментом культурной и социальной консолидации городского сообщества.Укрепление роли Москвы как культурной и образовательной столицы России требует лидирующей роли столицы в процессах модернизации российского образования через разработку и распространение новых образовательных технологий, создание площадок обмена передовыми практиками обновления образования в крупных городах.Таким образом, перспективы развития столицы ставят перед системой образования Москвы следующие задачи: обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда; реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов; формирование инфраструктуры образовательных услуг, соответствующей расселению горожан, способствующей снижению транспортных и временных издержек семей в связи с обучением детей и нагрузки на транспортную систему города; перестройка системы высшего образования, ликвидация диспропорций и зон низкого качества; формирование спектра гибких профессиональных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей столичных работодателей в квалифицированных кадрах; поддержка инициатив студентов и учреждений профессионального образования, ориентированных на решение проблем социально-экономического развития города; расширение предложения образовательных услуг для иностранных специалистов, работающих в Москве; поддержка услуг обучения иностранным языкам; организация специальных программ социализации и формирования городской культуры молодежи (и в целом – многокультурного населения) столицы.1.4. Конкурентные преимущества сферы образования МосквыВ решении перечисленных проблем и задач могут быть использованы следующие ресурсы, которые составляют конкурентные преимущества московской системы образования: высокий уровень образования семей, их высокие ожидания в отношении уровня образования детей и готовность сотрудничать с образовательными учреждениями; наличие выдающихся общеобразовательных школ и педагогов; развитая детско-молодежная индустрия (в том числе индустрия досуга); насыщенная культурная городская среда; высокий платежеспособный спрос граждан в системах дополнительного и профессионального образования детей и взрослых; наличие в городе ведущих университетов России, участвующих в глобальном научно-образовательном рынке.Использование этих ресурсов может существенно повысить эффективность использования традиционных финансовых вложений в систему образования.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту