s
Аким САЛБИЕВ:
“Мечта осуществилась – я играю Пушкина”
Причастными если не к творчеству, то во всяком случае к биографии великого русского поэта сочли себя и некоторые европейские страны, хотя он в них никогда так и не побывал и только мечтал об этом. А именно – Франция, Италия и Германия. Это, конечно, очень мило с их стороны, что они отдают должное нашему российскому гению созданием совместного проекта кинопостановки под названием “Пушкин и Дантес”.
Рассказать о будущем фильме, который уже сейчас называют грандиозным, наш корреспондент Илья Окунев попросил артиста Акима Салбиева, которому выпала честь сыграть в нем А.С.Пушкина.
Претендовали на исполнение этой роли несколько актеров. В том числе Евгений Миронов и Сергей Безруков. Режиссер Мишель Дювернье выбрал Акима Салбиева. Не потому, что имя его в искусстве на слуху и он, будучи в числе популярных “звезд”, своим участием в фильме может повысить к нему зрительский интерес. К “звездам” Салбиева отнести никак нельзя. И прежде всего потому, что он по натуре скромен и в глаза не лезет. Но тем, кто интересуется искусством эстрады и кино, он тем не менее известен. На эстраде он выступает в качестве певца-шансонье, а в кино снимался в фильмах “Короткая игра в рэкет”, “Нет аэропорта”, “Последняя поездка к морю”, “Я свободен, я ничей”, а также в телефильмах об Алене Делоне, Жане Бельмондо, Майкле Джексоне, Марчелло Мастроянни, Хулио Иглесиасе, Сергее Бондарчуке.
В будущем фильме о Пушкине предпочтение отдано Акиму Салбиеву прежде всего потому, что у него поразительное внешнее сходство с поэтом. Кстати, Александра Сергеевича он однажды уже сыграл в отечественном фильме “Между воскресеньем и субботой”, который вышел на экраны несколько лет назад. Тот год не был юбилейным, и лента о Пушкине прошла без особого шума, как самая будничная.
– Аким, а что представляет собой новый кинопроект?
– Сценарий его написан на основе уникальных материалов семейного архива Жоржа Дантеса. Они находились у его правнука. Незадолго до своей смерти он завещал его Мишелю Дювернье, и тот написал сценарий фильма и теперь намерен снять его как режиссер.
– Кто еще, кроме вас, приглашен участвовать в новом фильме?
– Поначалу на роль Дантеса испанцы прочили Леонардо Ди Каприо. Исходили из того, что он играет героя в “Титанике” и стал любимцем нынешних девушек. Французы, однако, воспротивились этой кандидатуре, хотя и популярной ныне. Посчитали, что француза должен играть непременно француз. Они предложили на выбор двух сыновей французских кинозвезд – Депардье и Делона. Остановились на Антони Делоне. Геккерена будет играть популярный австрийский актер Клаус Мария Брандауэр.
– Кто еще из русских актеров, кроме вас, будет занят в фильме, если в подборе исполнителей стремятся к тому, чтобы их национальная принадлежность соответствовала прототипу?
– Княгиню Волконскую будет играть Вера Глаголева. Видимо, у постановщиков фильма именно такое представление о русских княгинях. В образе Николая I выступит его тезка Николай Еременко. Бенкендорфа играет Эдуард Марцевич.
– А Наталью Гончарову?
– На эту роль пока никого не нашли. Да это и не так-то просто. Актриса должна обладать исключительной красотой, но не банальной, какую отмечают призами на нынешних конкурсах, а сугубо индивидуальной. К тому же она должна быть от природы умна, обаятельна, скромна и, конечно же, необычайно женственна. Словом, быть достойной избранницей Пушкина.
– И как же, согласно сценарию, будут развиваться события?
– Все начинается с того, что французский офицер Дантес убегает из полка, где служит, в Германию. Там происходит его знакомство с симпатичным Геккереном, и тот увозит его в Россию, где является посланником Голландии. Там он становится покровителем Дантеса и усыновляет его.
Что касается дальнейших событий, которые будут показаны в фильме, а именно в жизни Пушкина, то они хорошо известны теперь всем, кто любит Пушкина и кому он дорог. Это драматический финал в короткой жизни поэта.
– Как идет работа над образом?
– Богатейший материал, для того, чтобы вжиться в образ, мне дают письма поэта… современникам и любимой жене. Я читаю эти письма, и передо мной встает живой человек со всеми его интересами и заботами… Большинство людей знает Пушкина преимущественно по его стихам, поэмам, повестям, а письма – это совсем другое. Именно письма помогли мне проникнуться мыслью, что вызов Дантеса на дуэль – не проявление Пушкиным уязвленного самолюбия, а достойный ответ на оскорбление достоинства жены, которую он уважал и которой безгранично верил.
– Существует версия, что автором анонимного письма Пушкину был вовсе не Геккерен, а друг поэта Александр Раевский. Каково ваше мнение на сей счет?
– Но что всевозможные домыслы меняют? Дуэль ведь состоялась, и финал ее трагичен.
– Что для вас Пушкин, как поэт и человек?
– Я с детства знал, что внешне похож на Пушкина. Так считали все окружающие и часто говорили мне об этом. Напомнили и тогда, когда пришел на вступительный экзамен во ВГИК. Кто-то из членов приемной комиссии сказал: “А вот и Пушкин явился!” Я обожаю Пушкина и как личность, и как поэта. Знаю наизусть много его стихов и всего “Евгения Онегина”. Прав Белинский, назвавший этот роман энциклопедией русской жизни.
Но я все время внутренне спорю с поэтом, не разделяя его точку зрения, что гений и злодейство несовместны. Вся история человечества и наши дни тоже свидетельствуют как раз об обратном. Посмотрите, сколько вокруг негодяев, преступников, которым нельзя отказать в таланте. Другое дело, на что он направлен – на сотворение добра или зла, так что пушкинская формула – это только идеал в представлении убежденного гуманиста, поборника высокой нравственности.
– Не кажется ли вам, что внешнее сходство между вами и Пушкиным ко многому обязывает? Я имею в виду не желание тоже заняться сочинением стихов, а какую-то близость интересов или, скажем, увлечений?
– Специально я к такому подражательству не стремлюсь и никогда не стремился. В то же время так уж получилось, что люблю книги, люблю читать. Пушкин тоже был страстным книголюбом и книгочеем. Его интересовали книги по самым различным вопросам. Круг его интересов не имел границ. Известно, что он интересовался, например, сборником сказок, которые выпустил молодой В.Даль, ставший впоследствии автором Словаря русского языка, пословиц и поговорок. Они часто встречались и много беседовали.
Чтение было для Пушкина главным источником знаний. Когда он издавал “Современник”, не пропускал ни одной новой книги. Его изречение “Чтение – вот лучшее учение” стало хрестоматийным. А было оно в свое время адресовано брату Льву. Ближайший друг Пушкина П.Нащокин говорил: “Пушкин был человеком многосторонних знаний и огромной начитанности”. Так что ничуть не преувеличу, если скажу, что мое внешнее сходство с Пушкиным непроизвольно сказалось и на моих интересах и пристрастиях.
– А сам Пушкин какое место занимает в вашей личной библиотеке?
– Весьма значительное. Я постоянно пополняю ее книгами о нем. Я читаю эти книги, что называется, взахлеб, особенно сейчас, чтобы лучше постичь характер Пушкина и то время, когда он жил. Высказывание А.Керн открыло мне глаза: “Трудно было с ним вдруг сблизиться, он был очень нервен в обращении: то шумно весел, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен; нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Он был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его. Ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи. В женщинах его очаровывало гораздо больше остроумие, блеск и внешняя красота. Сам он почти никогда не выражал чувства, он как бы стыдился их, и в этом был сыном своего века”.
Или взять его письма, о которых уже я говорил. Например, в одном из писем жене он написал: “Могу сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был”. Обращаясь к жене, он называет ее не иначе, как “ангелом”, “царицей”, пишет, что целует ее портрет. “Я должен был на тебе жениться, потому что всю-всю жизнь был бы без тебя несчастен”. Этого человека мне теперь предстоит сыграть в фильме.
– Недавно в печати промелькнула информация о книге под интригующим названием “Я вас любил” о женщинах Пушкина. А какое место занимают женщины в вашем творчестве?
– Недавно я выпустил на телеэкран фильм “Свет негаснущей звезды” о Тамаре Макаровой, великой актрисе, моем педагоге во ВГИКе. Если уж буду рассказывать о женщинах, то не о моих, а ярких личностях, оставивших след в жизни, в истории народа. Жаль, что некоторые не в меру предприимчивые люди используют личную жизнь Пушкина как клубничку, занимаются сочинительством “исследований”, которые пробуждают нездоровый интерес к великому человеку, а не способствуют повышению у людей культуры и знаний в области художественной литературы. Служат лишь пошлым чтивом об амурных приключениях темпераментного арапчонка, его ранней склонности к амурным приключениям.
– А какие женщины нравятся лично вам, Аким?
– Кроткие, спокойные по характеру. Это у нас на Кавказе в женщинах очень ценится. Только не деловые. Хотелось бы, чтобы и в образе Натальи Николаевны, который надлежит создать в фильме артистке, тоже было что-то похожее.
– Как бы вы, выходец с Северного Кавказа, который стал сейчас чем-то вроде пороховой бочки, прокомментировали пушкинские слова: “Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся”?
– Я по национальности осетин, но, как и все россияне, рос и воспитывался со школьной скамьи на творчестве русского национального гения, который является символом истинного интернационализма. Своим творчеством он пробуждает чувства добрые во всех людях нашей страны. Ему принадлежат бессмертные, как и он сам, слова: “Я не хотел бы никакой другой истории, кроме той, которую Бог дал России”. Слова Пушкина из стихотворения “Он между нами жил”, посвященного Адаму Мицкевичу, – это его непоколебимая вера, что наше многонациональное Отечество, какие бы дрязги в нем ни происходили и ни инсценировались злоумышленниками, станет в конце концов единым и великим.
Съемки нового фильма о Пушкине начнутся в Европе, а завершатся в России в соответствии с хронологией событий, о которых повествуется.
Комментарии