Карина ФИЛИППОВА:
Перестаньте меня вычислять
Карина Филиппова – актриса и поэтесса. Ее поэзия нежна и трепетна, ясна и безыскусна, как и она сама. И еще она очень женская – в ней ярко и зримо присутствуют все оттенки чувств и переживаний женской души. Недаром ее стихи были в репертуаре таких замечательных певиц, как Майя Кристалинская, Гелена Великанова и Клавдия Шульженко.
Бседу с Кариной Степановной Филипповой мы начали с хорошо известной многим из нас песни из репертуара К.Шульженко “Сколько мне лет”.
– Эта песня появилась в 60-е годы, когда я по сути только начинала писать стихи и мне было необыкновенно радостно и лестно, что Клавдия Ивановна, творчество которой я очень любила, обратила на мою первую песню внимание, сразу же сказала, услышав ее: “Это мое”. Впоследствии мною для нее был написан ряд песен, которые были посвящены только ей и никогда больше никем не исполнялись…
– Чем вы руководствуетесь в выборе исполнителей?
– Начиная с сотрудничества с К.Шульженко, я поняла, что мне интересно работать с людьми, которые несут в себе огромный потенциал духовности, яркую индивидуальность и самобытность. В этом смысле мне очень нравится и очень радостно работать с нашим молодым эстрадным певцом Юлианом. Благородство, достоинство, удивительная интеллигентность – определяющие качества этого, на мой взгляд, прекрасного певца. В его исполнении прозвучал ряд моих песен – это “Нежная моя, грешная моя”, “Ваша светлость”, “Странная комната” и другие. Когда-то с моих песен “Прилепился к окошку лист” и “Окулинушка” начиналась юная Алла Пугачева. Сейчас я написала для нее ряд песен, пока она к ним присматривается, а я жду, когда у нее с ними наступят теплые отношения, мне это очень важно – я давно ценю ее как человека творческого и очень одаренного… Вот несколько строчек одной из них:
Перестаньте меня вычислять,
Осуждать и оплакивать.
Я сама добровольно распахнутой
настежь стою,
Никогда ни на что не боялась
я силы растрачивать,
Я их всех одинаково – каждого
больше люблю…
– Что для вас в жизни любовь?
– Тема любви для меня и в жизни, и в творчестве самая главная, самая трепетная. Любовь – состояние души, и это единственный способ моего выживания в мире, начиная с первых секунд восхищения миром и влюбленности во все… Она меня вдохновляет и питает, и так получается, что я иду к людям открыто с моей к ним любовью, а потом они выбирают меня. Своей любви даже посвящаю стихи:
В любой беде я верила, однако,
Что мы с тобою встретим счастье
вновь,
Что нам с тобою все земные
блага?
Не покидай меня, моя Любовь!
Карина Филиппова – не прыткий сочинитель, она слушает сердцем и пишет сердцем. В ней есть особое – милость, скромное обаяние и достоинство. Достоинство слито с ее существом, диктует ее поступки, сопутствует ей в творчестве. Открытость – ее главное, отнюдь не наигранное качество, она не “в силах ее заглушить”. Сколько раз спотыкалась о насмешливое: “Зачем тебе это надо, не будь дурой…” “Закрыться” не получалось. Если видела готовность слушать, понять – глаза навстречу, – спешила распахнуть душу, впустить. Тем сильнее были боль и огорчение от фальши, неправды, а всего обиднее от равнодушия и глухоты. (А может, так бывает со всеми совестливыми, с тонкой кожей, обостренно чувствующими?) Но “мудрела” с годами, училась прощать, оправдывать людские слабости.
…А пропасть – тоже высота полета,
Прекрасно вверх и очень
страшно вниз.
Порядок чисел четных и нечетных
Для каждого отсчитывает жизнь.
Все в жизни было, все – взлеты и паденья, потери и обретенья… Трудное военное детство с яркими для детского восприятия эпизодами: сирена воздушной тревоги, бомбежки, игры в беженцев. Затем лучезарье юности – школа-студия МХАТ и радость четыре года подряд… Подарком судьбы стал для молодой актрисы “Современник”, участие в покорившем в 60-е годы Москву спектакле “Вечно живые”. Это было волшебное состояние влюбленности в профессию, наслаждение театром. Станиславский говорил, что “творчеством можно заниматься от избытка сил” – у нее весь избыток сил уходил в театр – ни для чего другого уже не оставалось ни сил, ни времени, ни осмысления… И только когда в силу трагических и сложных семейных обстоятельств (потеря мужа) театр, по ее словам, был от нее отторгнут – Карина вынуждена надолго уехать из Москвы и начать новый виток жизни.
– Моя вторая профессия, мое поэтическое творчество – это и есть, думаю, “поручение от Бога”. И хотя я вроде многое выполнила – вырастила дочь, посадила дерево, построила дом в деревне, выпустила 2 сборника стихов, много песен и текстов к 18 спектаклям и так далее, я спешу отдать всю себя без остатка, использовать весь свой потенциал” и время, отпущенное мне свыше… Я давно отринула от себя всякую суетность, так мешающую многим из нас жить, и не озабочена вовсе утверждением себя… Когда я осознала, что я ведома и не венец творенья, возникло время для медленных мыслей… Однажды Бэлла Ахмадулина рассказала мне, что, если один раз срезать смешанный лес, вырастет смешанный лес, а если второй – вырастет только осина…
Поэтесса не сосредоточена только на личном. Больно в душе отзывается все недостойное и мелкое, принижающее дух Отечества, – грусть по лучшему, светлому, уходящему из любимой России. Так рождаются строки:
Что рассеяны, россияне?
Иль места для жизни много?
Или некому выплатить дани,
Коли все отреклись от Бога?
Раболепство веками не выбить,
Въелось в нас крепостное право,
Вот и ищем, кому бы выдарить
Душу влево, а сердце вправо.
– В моей жизни было невероятно счастливое и драгоценное время детства и юности, пришедшееся на 40-50-е годы, когда вопросов больше, чем ответов, – время, в котором жили совершенно изумительные люди, поколение, увы, давно ушедшее, глубоко порядочных, образованных, милых и интеллигентных людей. Это были уже очень немолодые бабушки моих подруг, соседи по дому и так далее, закончившие в свое время пансионы и гимназии, несущие в себе огромный запас знаний, умений, нежности, чуткости… Они нас воспитывали, формировали наше сознание, передавая нам незримо частичку той духовности, которой были сами “заряжены”. Они так нас берегли! Первые нравственные уроки мы получили от них – быть не глухими к чужому несчастью, совестливыми, делать добро, не копить обид… И только теперь мы осознаем, что же мы от них получили:
Спешите делать добрые дела,
Которые всегда идут не в счет.
Спешите делать добрые дела,
Когда к вам благодарность
не придет.
Спешите делать добрые дела,
Которые рассудку вопреки.
Что у истока человек пошлет,
То и получит в устье у реки.
– Вы ощущаете себя счастливым человеком и что для вас в жизни является главным?
– Я ощущаю себя очень счастливым человеком – у меня состоялось главное в жизни – это моя семья. Судьба оказалась так милостива ко мне, что послала мне в спутники чудесного человека – мужа и друга, с которым мы идем по жизни уже 25 лет. Он художник и, замечу, очень талантливый (тому свидетельство – многочисленные и очень престижные премии, в числе которых и последняя, очень высокая – это премия Фаворского). Многим, я думаю, знакомы иллюстрации Бориса Диодорова к детским книжкам (это к “Винни-Пуху”, сказкам Андерсена и многим-многим другим – всего более 250 книг) – он мой главный цензор, слушатель и критик… И еще моя радость и гордость – это моя внучка Катерина, ставшая моим помощником и соавтором, приняв непосредственное участие в оформлении своей фотографикой моей последней книжки стихов о Москве “Стою я на семи холмах”. Издательство “Арника” в Нижнем Новгороде сделало подарок Москве, выпустив книгу безвозмездно на свои средства, а это в наше время, согласитесь, поступок… Книжка вышла в прошлом, 97-м, году и получила ряд дипломов. На мой взгляд, она получилась очень неплохой и очень красивой. Книга мне очень дорога, ведь там стихи – откровения, признания в любви моей Москве, и если это почувствует читатель, я буду бесконечно счастлива.
Отойдя от “московской лирики”, поэтесса вся устремлена в будущее. Она мечтает о новой книге, которую предполагает назвать “Музеи лиц, старинные альбомы”. В ней предстанут лучшие люди нашего времени – Д.Лихачев, С.Пилявская, В.Высоцкий, О.Волков и многие, многие другие замечательные личности, с которыми ее свела судьба и подарила ей их дружбу.
Карина Филиппова сумела преодолеть свою “высокую гору”, найти дорогу к своему храму и поведать нам, сколько стоит обретение и выстраданное счастье…
Ирина МЕРКУРОВА
Комментарии