В 2006 году Департамент образования издал приказ о создании службы комплексного мониторинга колледжа, и на базе Московского научно-исследовательского института развития профессионального образования была сформирована такая служба, имеющая свои структуры в каждом колледже столицы. В прошлом учебном году служба провела несколько мониторинговых исследований, в том числе по выявлению основных характеристик обучения мигрантов в 68 колледжах Москвы. Как проводилось исследование и какие результаты были получены, рассказывает руководитель Службы мониторинга доктор педагогических наук профессор Сергей Вершинин.
Россия в целом, а Москва в особенности, позиционируют себя как принимающая сторона, заинтересованная в приеме мигрантов. Но социальной политики, отвечающей этой цели, пока еще не выработано. Если страна декларирует линию на рост населения или, вернее, на возмещение его естественной убыли за счет мигрантов, то она должна быть заинтересована в повышении качества человеческих ресурсов и росте человеческого капитала как граждан, так и мигрантов. Это должно найти отражение в социальной политике, включая политику в области образования, адаптации и интеграции мигрантов, общую миграционную политику по предоставлению статуса, гражданства, социальную помощь уязвимым группам. Нужно иметь в виду, что уязвимое положение мигрантов и рост антимигрантских настроений создают угрозу нарушения социальной стабильности вплоть до возникновения прямых конфликтов. Важным фактором нивелирования этой угрозы может стать скорейшая интеграция мигрантов в российское общество, превращение их в органичную часть населения России, чему немало способствует реализация общеобразовательных установок. Необходимы разработка и использование программ повышения уровня толерантности в обществе, а также институциональное обеспечение принципа недискриминации по национальному признаку в сфере образования.
Не секрет, что в Москве работают или хотели бы работать мигранты из ближнего и дальнего зарубежья. Судьбы мигрантов, прибывающих в столицу, складываются по-разному. Одни сразу адаптируются, другие перемещаются по России в поисках постоянного места проживания, третьи выезжают в другие страны. Экономический потенциал, которым обладает Москва, предполагает дальнейшее заполнение мигрантами большого количества рабочих мест, но для этого они должны пройти профессиональную подготовку. Возникает вопрос, кто и как их будет обучать.
Опросы показали, что система профессионального образования Москвы нацелена на оказание образовательных услуг прежде всего взрослым мигрантам.
Около 21% опрошенных руководителей колледжей отметили, что в образовательных учреждениях системы НПО и СПО есть спрос на обучение взрослых мигрантов. На мой взгляд, это связано с тем, что среди мигрантов сформировалось такое мнение: получить профессию в столице можно в основном в системе профессионального образования, причем бесплатно или за умеренную плату. Это ориентирует систему НПО и СПО на эффективную и своевременную подготовку имеющихся образовательных ресурсов для обучения именно этой категории мигрантов.
Следующий вопрос: если обучать, то по каким профессиям?
Руководители колледжей говорят, что более 33% мигрантов, обратившимся к ним, хотели бы получить профессиональную подготовку по строительным специальностям, что объясняется, конечно, востребованностью на рынке труда квалифицированных рабочих именно в этой сфере.
Около 28% взрослых мигрантов заинтересованы в получении автомеханических специальностей, которые тоже пользуются популярностью на рынке труда. Мигрантов привлекает относительно высокий и стабильный заработок в этом сегменте рынка, многие из них, работая в этой отрасли, хотят получить официальное профессиональное образование, считая, что это будет способствовать их дальнейшему карьерному росту.
Почти 18% мигрантов выразили желание обучаться по экономическим специальностям, рассматривая получение такой подготовки как ступеньку для получения высшего профессионального образования или возможность в недалеком будущем претендовать на управленческие должности в строительной или иных сферах.
Немного – 10% – мигрантов хотели бы получить специальности, позволяющие им трудиться в сфере услуг. 10% потому, что, видимо, сфера услуг – та сфера, где вовсе не обязательно иметь образование вообще, профессиональное в частности. 10% желающих получить образование, скорее всего, хотят открыть свой бизнес в торговле или, уже имея его, повысить эффективность.
Меньше всего – 1% – взрослых мигрантов хотели бы обучаться для работы в дошкольном образовании, это объясняется, на мой взгляд, тем, что традиционно дошкольное образование привлекает девушек-студенток, а среди мигрантов преобладают мужчины.
Таким образом, по результатам опроса становится ясно: у колледжей есть шанс найти себе взрослых учащихся. Но только 47% московских колледжей имеют для этого лицензированные образовательные программы, а остальные не имеют опыта ведения такой работы. Только 27% опрошенных руководителей колледжей говорят, что в дальнейшем планируют внедрение лицензированных программ обучения взрослых, то есть среди руководителей системы НПО и СПО Москвы пока еще не сформировалась положительная тенденция к быстрому освоению программ обучения взрослых, которые можно было бы использовать для обучения мигрантов. Однако в скором времени именно колледжам придется взять на себя полноту ответственности за обучение мигрантов, чтобы подготовить их для работы в экономике столицы. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно вести разъяснительную работу с руководителями колледжей, проводя семинары, «круглые столы», конференции и формируя у них позитивную мотивацию для обучения мигрантов.
Вторая задача колледжей – обучение детей-мигрантов.
В московских колледжах дети-мигранты составляют 5%, что существенно ниже процента таких детей в школах (около 30%). Практически все дети-мигранты, поступившие в колледжи, считают получение профессии путеводной звездой и связывают свое дальнейшее будущее с работой по полученной специальности (85,2%), поступлением в вуз (63%) или работой в другой профессиональной области. Почему они выбрали тот или иной колледж, становится ясно после опроса руководителей: 28% опрошенных считают, что колледж был выбран из-за удобного местоположения, 70% – что выбор профессии обусловлен возможностью дальнейшего трудоустройства, 36,7% – по советам родителей или знакомых, 26,7% – возможностью хорошей профессиональной карьеры, 23,3% – возможностью получить одну из лучших и престижных профессий. Какие же профессии привлекают детей-мигрантов?
Информация
к сведению
Запросы мигрантов в получении профессии таковы:
мастер отделочных строительных работ (85), строительство и эксплуатация зданий и сооружений (58), слесарь механосборочных работ, автомеханик (42), водитель категории А, В и С (36), менеджмент (25), экономика и бухгалтерский учет (22), монтажник радиоэлектронной аппаратуры (19), официант, бармен (12), оператор ЭВМ (12), продавец, контролер-кассир (10), юрист (8), слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (8), дошкольное образование (5), повар, кондитер (5), помощник машиниста локомотива – электровоза, тепловоза или электропоезда (4), садовник – рабочий зеленого хозяйства, цветовод (2).
Можно сделать вывод, что подавляющее число запросов на профессиональное обучение у детей-мигрантов выпадает на области строительства и машиностроения, менеджмента и экономики. Небольшая часть детей-мигрантов ориентирована на большие достижения в высокооплачиваемых областях.
Процесс обучения в колледжах осложняется в первую очередь тем, что эти дети не знают русского языка или знают, но плохо. На это указали 28% опрошенных руководителей. А только 4,5% опрошенных руководителей колледжей рассказали, что в их образовательных учреждениях работают специалисты, которые в состоянии преподавать русский язык как иностранный. Остальные колледжи Москвы таких специалистов не имеют, 88% руководителей даже не планируют введение такого предмета. Тем не менее для приема на работу специалистов по русскому языку как иностранному нужно выделять дополнительные ставки, вести повышение квалификации таких преподавателей.
Как правило, дети-мигранты пережили ту или иную психологическую травму, например, при переезде семьи в столицу. Поэтому им нужна психологическая поддержка при обучении в колледже. Но только 2% опрошенных руководителей сказали, что в их образовательных учреждениях есть специалисты по коррекционной педагогике. 98% московских образовательных учреждений системы профобразования не укомплектованы такими специалистами, 88% – вообще не планируют приглашать их на работу. Это вызывает серьезные сомнения в возможности социальной адаптации мигрантов. Вызывает тревогу и то, что 98% столичных учреждений профобразования не ведут занятий по гражданскому и правовому просвещению, 80% таких учреждений не собираются делать это, что вызывает сомнение в готовности коллектива обучающихся к адекватному диалогу с обучающимися мигрантами.
Информация к сведению
Какие проблемы возникают у детей-мигрантов?
Это проблемы с регистрацией (8,7%), с отсутствием общежития (56,8%), жильем (20,9%), с оформлением ИНН (20,1%), с организацией практики (14,1%).
Одна из серьезных проблем связана с изучением общеобразовательных дисциплин – дети-мигранты не обладают прочными знаниями по тем дисциплинам, которые они должны были изучать в общеобразовательной школе.
Сегодня в Москве среди обучающихся детей-мигрантов 61% имеют неполное среднее образование, 23,4% – среднее образование, 8,6% – начальное профессиональное образование, 7,1% – среднее профессиональное образование.
7% опрошенных руководителей отметили, что есть сложности в общении с учащимися, что наиболее часто встречающаяся проблема – конфликты с преподавателями. То есть необходимо активизировать в колледжах воспитательную работу в социокультурном и толерантном аспектах, вести разъяснительную работу с преподавателями, помогать им овладевать навыками эффективного разрешения конфликтных ситуаций с помощью проведения научных семинаров, тренингов и других видов занятий.
Результаты опроса позволяют сделать вывод, что для более эффективного развития системы профессионального обучения мигрантов необходимо в самое ближайшее время ввести в учебные планы и программы материалы, связанные с этническими национальными особенностями учащихся колледжей, обогатить базовые общеобразовательные дисциплины национальной проблематикой, обеспечить психолого-педагогическую поддержку, помощь и защиту детей-мигрантов, выбрать культурно-образовательные программы в соответствии с познавательными возможностями учащихся колледжей, обеспечить детям-мигрантам индивидуальные траектории развития и обучения с учетом их психологических особенностей, способностей, склонностей.
В большой бизнес из колледжа малого бизнеса
Тот, кто закончил колледж малого бизнеса №23, всегда успешно делает свою карьеру. Ведь в этом учреждении СПО дают все необходимые знания, умения и навыки будущим товароведам, менеджерам и коммерсантам в торговле, специалистам в гостиничном сервисе, общественном питании, парикмахерам и технологам швейного производства.
У колледжа есть свои нюансы в подготовке специалистов.
Если портной, так специалист по индивидуальному пошиву с учетом особенностей заказчика. Если парикмахер, то специалист по моделированию причесок, окраске, завивке и стрижке волос с использованием различных технологий парикмахерского искусства.
Будущие администраторы гостиничного хозяйства непременно станут высококлассными специалистами по приему и размещению гостей в гостиницах и аналогичных предприятиях, ведь их обучают по трем ступеням: на первой молодой человек осваивает специальность дежурного по этажу, на второй – портье, а уж на третьей – высшей – становится администратором службы приема и размещения.
Будущие продавцы изучают все свойства товаров, сроки и методы их хранения, современные способы обслуживания покупателей, а повара порадуют посетителей ресторанов и кафе удивительно вкусными блюдами и кулинарными изделиями.
Из стен колледжа выходят коммерсанты, владеющие основами логистики и знаниями о том, как организовать сбыт, обмен и проведение товаров и услуг от производителя к потребителю, менеджеры, которые могут управлять предприятиями торговли, гостиничного сервиса и общественного питания, технологи, которые могут открыть парикмахерскую и организовать там технологический процесс с применением самого современного оборудования, техники, умеющие конструировать одежду для любого человека, с любой фигурой.
Теоретические занятия в колледже ведут высококвалифицированные преподаватели, а практику будущие специалисты проходят в крупнейших городских торговых организациях и на городских предприятиях бытовых услуг – в сети магазинов «Очкарик», «Пятерочка», «Седьмой континент», «Рамстор», «Эльдорадо», в косметических и парикмахерских салонах «Камиль-Альбано», «Жак де Санж», «Виртуаль», «Очарование-2», «Алиса», «Машенька», в модных ателье.
Комментарии