search
main
0

Городские реальности. Люди общаются и в виртуальности

В Троицке говорят: с новыми технологиями жизнь начинается порой и в 70. Вот преподавал человек лет 50, вроде все знает, методика отлажена, опыт накоплен громаднейший, способы подачи материала разработаны, характеры учеников просчитываются на счет раз. И привычка вот-вот съест все силы и убьет полет, а тут, пожалуйста, возможности, которые открыли двери в иные миры. Открывается второе дыхание, ведь испробовать, насколько далеко простирается степень этих возможностей, страсть как хочется. Вот Галина Семашко из Дубны – одна из ярчайших учителей информатики, и не надо дамам тыкать их почтенным возрастом, он никогда не послужит аргументом отказываться от поиска и свершений.

А впрочем, чему удивляться, что информатикой заболели и стар и млад, эта эпидемия поразила Дубну, город, который всегда жил по своим стандартам высокого интеллектуального статуса и стремления познавать неизведанное. Здесь на муниципальном уровне выстроена образовательная сеть: житель каждой квартиры в состоянии связаться с любым чиновником городской администрации, с любым педагогом дубненских учебных заведений.

В 1956 году в этих местах был создан крупнейший международный научный центр – Объединенный институт ядерных исследований. Сюда стали приезжать работать тысячи талантливых, инициативных и творческих людей, высококлассных специалистов, увлеченных оригинальными идеями. Так родился город.

В 2001 году Дубне присвоен статус наукограда. В рамках особой экономической зоны технико-внедренческого типа здесь занимаются развитием двух основных направлений: инноваций в информационных и ядерно-физических технологиях. На левом берегу раскинулся городок программистов – Российский центр программирования. На правом – своего рода инновационный пояс вокруг Института ядерных исследований с промышленными производствами.

Дубна – это уникальный город, где фундаментальная наука тесно связана с прикладной, где теоретические и конструкторские поиски воплощаются в реальные результаты, где есть прекрасные возможности для развития творческого и духовного потенциала людей и созданы благоприятные условия для жизни. Здесь органично сочетаются большая наука, университетское образование и высокотехнологичные производства.

Высокий интеллектуальный потенциал, богатые научные традиции стали основой для открытия в 1994 году университета «Дубна», попечительский совет которого возглавляет губернатор Московской области Борис Громов.

С 2005 года университет развивается как исследовательский и инновационный. На его базе формируется учебно-научный центр по кадровой поддержке инновационной деятельности, который должен обеспечить совместное участие сотрудников организаций науки, высшего образования и инновационных структур в подготовке высококвалифицированных кадров для инновационной научно-технической деятельности.

Кафедра системного анализа и управления исчисляет время своего возникновения с того момента, когда небольшая группа ученых-энтузиастов взялась за создание концепции того, каким должен быть молодой специалист

ХХI века.

Проректор по информационным системам и компьютерному образованию университета Евгения Черемисина считает, что система образования вообще – это синтез современных знаний в области гуманитарных и естественных наук. Основополагающей идеей кафедры, заведующей которой Евгения Наумовна и является, стала идея подготовки специалистов в области системного анализа и управления, информационных технологий, программного обеспечения.

Ни у кого не вызывает сомнения, что широкое и разумное применение информационных, телекоммуникационных, вычислительных систем и «мировой паутины» в образовании является взаимообусловленным фактом того, что, с одной стороны, сегодня на пороге второго тысячелетия передовое мировое сообщество вступило в стадию становления информационного общества, а с другой – система образования в течение десятков лет выпускала специалистов в этих областях и тем самым активно участвовала в создании технического и профессионального базиса информационного общества.

Концепция кафедры включает идею формирования у студентов осознанной самостоятельности и креативности в процессе приобретения предметных знаний и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Основные принципы учебного процесса кафедры заключаются в формировании системного мышления, позволяющего видеть целостность объекта исследования; конструктивного образного мышления, становящегося одним из инструментов общения специалистов разных областей знаний; ассоциативного мышления, позволяющего находить связь и взаимообусловленность между явлениями, на первый взгляд, далекими; креативного мышления, обеспечивающего выход за рамки привычных, устоявшихся в профессиональной сфере представлений.

По замыслу основателей кафедры, особенность подготовки специалистов – это ориентация их на деятельность в слабоформализованных предметных областях в условиях становления и развития информационного общества.

Профессорско-преподавательский коллектив университета разрабатывает научные основы и информационные технологии создания нового поколения учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, а также методы организации и управления учебным процессом. Преподаватели внедряют в учебный процесс ГИС-технологии, методы 3D-моделирования, GRID-технологии, автоматизированные технологии проектирования информационных систем, современные методы и технологии дистанционной формы обучения.

В университете существует расширенный межшкольный методический центр, благодаря которому 209 дубненских педагогов освоили, как использовать информационные компьютерные технологии в своей деятельности, создать мультимедийные презентации для проведения уроков, организовать учебный процесс в электронной образовательной среде, разработать мультимедийные учебные материалы.

Широкая доступность к средствам вычислительной техники, огромный ассортимент программного продукта, развивающиеся средства телекоммуникаций, Всемирная сеть интернета, опыт передовых стран в применении информационных технологий – все это стало основой для разработки в университете системы дистанционного обучения, создания методических основ ее реализации и эксплуатации.

В университете «Дубна» разработаны концептульная модель дистанционного обучения и методические рекомендации по подготовке электронных учебно-методических и контрольных материалов, предложена общая архитектура его программного обеспечения, сформированы и внедрены электронные учебные материалы по ряду дисциплин, разработано исследовательское ядро программного обеспечения для проведения экспериментов с целью оценки новых методов обучения и контроля качества приобретаемых студентом знаний.

Система дистанционного обучения предоставляет возможность учиться и получить желаемое образование вне зависимости от места проживания каждому желающему, а внедрением ее в учебный процесс занимается созданный в университете Центр дистанционного обучения.

Центр ведет активную работу с Управлением образования города, и совместными усилиями система дистанционного обучения адаптируется и для средней общеобразовательной школы.

Сотрудники университетского центра постоянно проводят обучающие семинары для преподавателей школ. Учителя, управленцы, ученые университета вместе разрабатывают электронные учебно-методические материалы. Нередко к проектам привлекают и специалистов из других вузов.

За последние 3 года в университете «Дубна» обучились работе с информационными технологиями более 1000 медиков, педагогов, муниципальных служащих, экологов. Важную роль дистанционное обучение играет и для тех, чьи физические возможности ограничены, для них порой это единственный способ получить полноценное хорошее образование, достойное дубненца.

Сайт международного университета природы, общества и человека «Дубна»

www.uni-dubna.ru

www.sdo.uni-dubna.ru/sdonet

Сайт международного университета природы, общества и человека «»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте