search
main
0

Город, где отказались от политики «латания дыр». И школы сразу ощутили это

Рассматривая образование в качестве ведущей непроизводственной отрасли города, его руководители – председатель Липецкого городского Совета депутатов Валерий СИНЮЦ и глава г. Липецка Михаил ГУЛЕВСКИЙ – уверены, что ее реформирование не может замыкаться только в рамках образовательного сообщества. В Липецке из городского бюджета обеспечивается финансирование ряда долгосрочных целевых программ и социальных проектов («Образование и здоровье», «Дети России», «Современная школа – будущее страны», «Здоровье детей – здоровье нации», «Чужих детей не бывает», «Воспитание. Развитие. Социализация» и других). Руководители города рассказывают читателям «УГ», каким видят они городское образование.

Михаил ГУЛЕВСКИЙ:

– Прошедшие четыре года для областного центра были действительно продуктивными. Удалось многое сделать во всех отраслях городского хозяйства, в том числе в образовании. В конце 2002 года администрация и горсовет осознанно отказались от так называемой политики «латания дыр». Мы решили целенаправленно развивать город. Появился целый ряд долгосрочных программ, реализация которых была направлена на решение главной задачи – улучшение качества жизни в Липецке. По итогам 2005 года на высоком правительственном уровне Липецк признан самым благоустроенным городом России. Это большая победа, которую мы уверенно одержали: соревновались 67 областных центров страны, первым же стал Липецк. Собирая материал для престижного Всероссийского конкурса, мы сформировали увесистый том документов. Никакой лирики. Только цифры и факты. Но за ними огромный труд людей самых разных профессий.

– Поделитесь некоторыми цифрами.

– За четыре года капитально отремонтировано свыше 300 километров дорог, или 60 процентов дорожной сети города. Практически заново построено несколько магистральных улиц. Наполовину обновлен парк предприятий городского пассажирского транспорта. В 2005 году сдано свыше 270 квадратных метров жилья. Прежде отстающий от своих соседей Липецк стал одним из лидеров в Центральном федеральном округе. По ипотеке улучшили жилищные условия более 530 семей, 91 из них – учительская. Укрепляется материальная база школ. Такого объема ремонтных работ в школах, детских садах, поликлиниках, библиотеках, домах культуры, как в последние годы, в Липецке давно не было. На эти цели бюджетные ассигнования были увеличены в несколько раз. Наконец, наши новостройки, которым сегодня может позавидовать даже Москва. Это уникальная современная школа и детский сад в 27-м микрорайоне. Снижать планку мы не намерены. Комфортная и качественная городская среда, в которой растут и развиваются наши дети, должна работать на воспитание нового поколения липчан, которые будут гордиться своим городом. Объединив усилия, власть, школа, все общество обязательно выполнят поставленные задачи. У нас накоплен богатый опыт совместной работы. Успешно реализуются социальные проекты. Один из них мне особенно дорог – «Современная школа – будущее страны».

– Сегодня связь между современным, качественным образованием и эффективной экономикой, безопасностью государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, важно дать системе образования стимул к движению вперед. В этом и есть одна из задач приоритетного национального проекта «Образование»…

Валерий СИНЮЦ:

– Чтобы решить эту задачу, в проекте предусмотрено два подхода. Предстоит, во-первых, выявить возможные точки роста. Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым. То есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто хочет и может работать, а это касается и школьников, и студентов вузов, и преподавателей. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений.

Идеи предложенного Президентом России национального проекта «Образование» имеют в Липецке подготовленную базу. В период с 2003 по 2005 годы финансирование подведомственных Департаменту образования учреждений (без ДОУ) увеличилось с 509 до 836 миллионов рублей. Выросла доля расходов на образование в общем объеме бюджета города (с 17 до 20 процентов), что подтверждает социальную направленность политики муниципальной власти. Значительная доля роста обусловлена существенным повышением заработной платы педагогических работников.

В городе проводится конкурс «Школа года» и профессиональные конкурсы педагогов, победители и призеры которых награждаются денежными грантами администрации и городского Совета депутатов г. Липецка.

Успешно решается проблема внедрения новых информационных технологий. В каждой школе сегодня есть хотя бы один учебный компьютерный класс. В образовательных учреждениях, которые стали экспериментальными по информатизации, работают по два-три учебных класса, все школы подключены к сети «Интернет» и имеют свои сайты. Даже в случае отсутствия внешних источников финансирования в 2006 году город обеспечит подключение образовательных учреждений к широкополосному доступу в интернет в рамках совместного финансирования одного из направлений национального проекта «Образование».

– А дополнительное образование, как оно развивается?

– Мы также уделяем особое внимание его финансированию. Система дополнительного образования была не только сохранена, но продолжает расширяться. Сдано в эксплуатацию новое задние Дома детского творчества «Октябрьский», в ведение администрации принят центр технического творчества «Новолипецкий», Дому детского творчества «Городской» передано дополнительное здание в центре города (бывшее здание городского загса), которое отремонтировано, оборудовано и функционирует как филиал. Особенно значительные финансовые вливания произошли после того, как решением коллегии администрации города 2005 год был объявлен годом дополнительного образования. В связи с этим значительно улучшена материальная база учреждений дополнительного образования, на укрепление которой из городского бюджета было выделено более 9 млн.руб. Закуплены дорогостоящие материалы и оборудование для технических кружков, приобретены костюмы для кружков художественно-эстетического направления, инвентарь и лабораторное оборудование для экологических объединений, что дало возможность воспитанникам УДО принять участие в областных, региональных и всероссийских конкурсах и в 2004-2005 учебном году стать призерами 125 областных, 18 региональных и 15 всероссийских конкурсов.

– Отличительная черта Липецка – активное участие родителей в управлении образованием. Расскажите об этом.

Михаил Гулевский:

– Созданная по инициативе администрации, горсовета и Департамента образования Ассамблея родительской общественности, пожалуй, одна из самых молодых организаций в городе. Однако ее результативности могут позавидовать и общественные объединения со стажем. Мы активно вовлекаем родителей в процесс образования и воспитания. Что скрывать, они в последнее время несколько дистанцировались от школы. А посмотрите, какая это сила! Финал городского конкурса «Сын. Отец. Отечество» вызвал огромный интерес липчан, объединил детей и взрослых. Реализация проектов «Здоровье детей – здоровье нации», «Одаренные дети», «Воспитание. Развитие. Социализация» – это, на языке хозяйственников, капитальные вложения в наше будущее. В состав Совета Ассамблеи родительской общественности вошли люди, имеющие различный социальный статус – это предприниматели, работники системы управления, руководители предприятий, педагоги, лидеры профсоюзных организаций, представители духовенства, родители многодетных семей и семей, имеющих приемных детей. Как оказалось, опыт работы данного общественного органа является в России уникальным. Ассамблея имеет возможность влиять и участвовать в принятии важных решений, касающихся системы образования.

– Что еще сделано в городе в рамках реализации национального проекта «Образование»?

Виталий Синюц:

– 2725 классных руководителей школ Липецка уже ежемесячно получают доплату за воспитательную работу с детьми. Заявки на участие в конкурсе на государственную поддержку (один миллион рублей) подали 14 школ Липецка. Мы уже чествовали девять наших первых «миллионеров» – победителей этого конкурса образовательных учреждений города. Национальным проектом, кроме того, предусмотрено поощрение лучших учителей, что, безусловно, будет способствовать укреплению статуса педагогических работников. Более 60 педагогов школ Липецка приняли участие в этом конкурсе. Приятно отметить, что высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование двадцати восьми наших педагогов на всероссийском уровне были оценены по достоинству, они вошли в число призеров этого конкурса, получив право на денежный грант в размере ста тысяч. Поддержка талантливой молодежи – это также одна из составных частей национального проекта «Образование». За два года будет выделено пять тысяч индивидуальных грантов по 60 тысяч рублей. Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования в России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте